Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Сегодня: 28 Апреля Воскресенье
Вербное воскресенье
Пудов день
Филиппов Сергей Николаевич Филиппов Сергей Николаевич

Филиппов Сергей Николаевич

Филиппов Сергей Николаевич

За свою жизнь он сыграл более 100 ролей в кино — большинство из них эпизодические, но какие! И хотя он почти не играл главных ролей, самые знаменитые артисты страны считали за честь встретиться с ним на сценической или съемочной площадке.

30.12.2023 15:43

Сергей Филиппов родился в Саратове, в простой рабочей семье. Дед Филиппова был фантастическим силачом, мог завязать узлом кочергу, и одной рукой гнул подковы и рубли. Мама, голубоглазая певунья Евдокия Терентьевна, была портнихой и кружевницей. Отец работал мастером на гвоздильном заводе и мечтал видеть сына таким же тружеником. Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, актёр хорошо двигался и танцевал. От природы он был наделён очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором. В Саратове актер прожил все детские и юношеские годы, лишь в 1929 году в 17 лет по совету преподавателей балетной студии он отправился дальше учиться в Москву,

Лектор, рассказывающий о жизни на Марсе, Киса Воробьянинов в поисках двенадцатого стула, шведский посол, требующий "Кемску волость" - на счету Филиппова десятки комедийных ролей, эпизодов, каждый из которых он смог сделать запоминающимся. За свою жизнь он сыграл более 100 ролей в кино — большинство из них эпизодические, но какие! И хотя он почти не играл главных ролей, самые знаменитые артисты страны считали за честь встретиться с ним на сценической или съемочной площадке. Его узнавали сразу. Выступая в основном в небольших отрицательных ролях, Филиппов создавал образы, запоминающиеся на десятилетия.




Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года. Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку. Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил.

Человек крутого нрава, Николай Георгиевич Филиппов обладал необычайной силой и временами впадал в меланхолию. Вернувшись из Германии, куда его на обучение отправил владелец завода, он иногда влезал на шкаф и часами горлопанил немецкие песни. А однажды Филиппов-старший, придя с работы, велел собрать чемодан и заявил: «Иду на войну, береги сына!»

Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. Воспитывал же Сергея брат матери, дядя Саша. Он был знатным литейщиком, ходил в рваных штанах, но в котелке. В то неспокойное время он всегда спал с револьвером под боком. Когда наступила Гражданская война, дядя Саша тоже ушёл на фронт, и семилетний Серёжа оказался предоставленным самому себе. В 1927 году родители развелись из-за пьянства отца. Несмотря на это, отец Филиппова в 1952 году подал на алименты и артист был вынужден каждый месяц отправлять ему некоторую сумму денег.

Детство его проходило в военное, до- и послереволюционное время- голод, недостаток во всём. В школе Сергей учился неважно, а в старших классах даже прослыл хулиганом. На уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Филиппова исключили из школы.

После исключения из школы Сергей устроился учеником пекаря в частной пекарне, но продержался недолго: как-то, зачитавшись Джеком Лондоном, он забыл посолить воду, на которой замешивали хлеб, и был уволен. Мама, устав от «творчеств» сына, отдала его в учение немцу-краснодеревщику, который стал называть своего ученика «малщык Филипсу». Кое-чему «малщык» научился и даже пытался позже научить впоследствии своего сына Юру забивать гвозди в шкаф из красного дерева. В течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.


Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Во время учёбы в техникуме, чтобы выжить в то голодное время, Сергей устроился в танцевальную группу при Госэстраде, и иногда подрабатывал в кордебалете Театра оперетты. Педагоги отметили необыкновенный талант Филиппова и попытались помочь ему с учёбой в Вагановском училище, откуда он позже был выгнан самой Агриппиной Вагановой за постоянные споры, неуместные рассуждения и комические кривляния, вызывавшие смех в классе во время её уроков.

Несмотря на это, после окончания техникума в 1933 году Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета, но его карьера балетного танцора оказалась слишком короткой- во время одного из спектаклей Филиппову стало плохо от нахлынувших эмоций и постоянного недоедания. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали Сергею уйти из балета, и тогда Филиппов поступил в эстрадную театр-студию. Рассказывают, что однажды на эстраде он выскочил на сцену в балетной пачке, трико, с веночком из мелких роз и в розовых пуантах. Классическое па-де-де, которое он исполнил с абсолютно серьёзным лицом, сопровождалось диким смехом зрителей. Тогда же появилась статья о необыкновенном комическом таланте молодого русского артиста с его фотографией в одной из американских газет.




Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии. Великого режиссёра не испугало даже то, что Филиппов не имел драматического образования. Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, Филиппов очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным. Актёры труппы встретили новичка не очень дружелюбно. Как-то он услышал за своей спиной фразу: «А кто этот тип с лицом убийцы? Неужели тоже актёр?». Акимов прекрасно знал, что Филиппов злоупотребляет спиртным. И говорил так: «Для меня один талантливый пьяница- дороже десятка трезвых бездарей!».

В Ленинградском Театре комедии Сергей Филиппов проработал с 1935-го по 1965 годы. У легендарного режиссёра актёр играл в основном комедийные роли, в амплуа комика чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал. Когда Филиппов впервые получил свой гонорар, то, увидев сумму, гордо заявил: «Отдайте эту мелочь директору!». И с достоинством удалился. Его позвали к Акимову. Сергей Николаевич явился, полон возмущения: «Вы смеётесь, что ли? Я женатый человек, нам есть надо! А на эти деньги только мороженое купишь». Николай Акимов стерпел этот дерзкий напор и повысил зарплату Филиппову, но в дальнейшем требовал от него полнейшей отдачи, не уставая ругать актёра за «дисциплинарные проступки», которых Филиппов совершал предостаточно.


В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако Акимов знал, что артист способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко. Сергей Николаевич воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, Филиппов был органичен как актёр в любом образе.

Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине «За Советскую Родину», где он сыграл маленькую роль финна. В том же 1937 году Филиппов сыграл крестьянина-партизана в «Волочаевских днях» у братьев Васильевых, а Григорий Козинцев и Леонид Трауберг позвали его в небольшой эпизод сыграть погромщика в картине «Выборгская сторона». Сергей Юткевич, работавший в то время режиссёром в Театре комедии, сразу же заметил безумно талантливого худощавого парня с «большими ладонями». Вскоре новые интересные роли Филиппов получил и у Юткевича в картине «Яков Свердлов», и у Александра Зархи и Иосифа Хейфеца в картине «Член правительства». Оба фильма были сняты в 1939 году.

Зрители узнали и полюбили Филиппова. Эти роли стали своего рода заявкой на обширную галерею проходимцев, жуликов, врагов социализма, которых впоследствии Сергей Николаевич играл, не переставая. Хотя сам он часто сетовал: «Мне в кино «не повезло». Первой моей ролью была роль шюцкоровца в фильме «За Советскую Родину». И с тех пор я играю только отрицательных типов». Картина «Приключения Корзинкиной» стала последней довоенной работой Филиппова. Над этой комедией зрители хохотали не меньше, чем над легендарными «Весёлыми ребятами» Григория Александрова. В «Приключениях Корзинкиной» проявилась ещё одна удивительная грань таланта Филиппова- стремление к эксцентрике и пантомиме. Его мастер художественного слова, читающий «Умирающего гладиатора» Лермонтова, был встречен зрителем на «ура». «Великолепный буффон!» - воскликнул Сергей Юткевич, посмотревший эту комедию.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Филиппов вместе с театром уехал в эвакуацию, и продолжил там сниматься в кино. С некоторыми режиссёрами Сергей Николаевич сходился на всю жизнь, и первой из них стала Надежда Кошеверова - настоящая волшебница в советском кинематографе. Начиная с «Золушки», Филиппов снимался почти во всех её картинах. В 1942 году он снялся в фильмах «Железный ангел» и «Лесные братья», в 1943 году- в фильмах «Март-апрель», «Мы с Урала» и «Новые похождения Швейка», а в 1944 году- в фильме «Кощей Бессмертный». Послевоенные 1950-е годы были успешными в кинокарьере актёра. На экраны СССР один за другим выходили фильмы с участием Филиппова- «Кортик», «Мы с вами где-то встречались...», «Укротительница тигров» и «Запасной игрок» в 1954 году, «Двенадцатая ночь» - в 1955 году. Филиппов исполнял опасные трюки без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Актёр Александр Суснин утверждал: «Сергей Николаевич был единственным актёром во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съёмки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали».

Филиппов относился к числу тех актёров, на которых ходили. В послевоенные годы в популярности он не уступал таким любимцам экрана, как Алейников, Крючков, Андреев и Кадочников. Актёр Владимир Труханов, много лет проработавший в Театре комедии, и хорошо знавший Сергея Николаевича, рассказывал: «Я пришёл в театр в 1947-ом году. Совсем ещё молодым «зелёным» парнем, а Филиппов был уже состоявшимся, можно сказать маститым артистом. В театре его любили, хотя характер у него был и не простой. Ну а в народе популярность у него была огромна. К примеру, спуститься к киоску купить сигарет становилось для него целой проблемой: мальчишки, подвыпившие граждане, просто прохожие буквально обступали его. Приходилось маскироваться. Сергей Николаевич по этому поводу жаловался мне: "Володь, ну почему ко мне лезет знакомиться всякая шваль! Что я за актёр такой!"».





В 1956 году на экраны СССР с успехом вышла новогодняя комедия «Карнавальная ночь» . Тогда ещё совсем молодой режиссёр Эльдар делал свой первый фильм по образцу и подобию музыкальных комедий Григория Александрова тридцатых годов. Съёмки шли полным ходом, но подходящего исполнителя на роль «лектора из общества по распространению» Эльдар Александрович так и не нашёл. И тут Рязанов вспомнил об исполнителе роли Казимира Алмазова из картины «Укротительница тигров» Сергее Филиппове. Это была настоящая находка. Причём Сергей Филиппов появился в съёмочном павильоне «Мосфильма» в объятиях Морфея и Бахуса, но Рязанов этому факту только обрадовался, посчитав, что играть актёру предстоит тоже пьяного, значит, получится всё реалистично.

Но на деле всё оказалось по-другому- роль у Филиппова не шла. Дубли снимались, плёнка расходовалась, режиссёр нервничал, а результата всё не было. Вконец разозлённый Рязанов выгнал Филиппова со съёмочной площадки и отправил обратно в Ленинград, решив вообще вычеркнуть эту роль из сценария. Но роль лектора Филиппову понравилась, это был его герой. Через два дня Сергей Николаевич абсолютно трезвый вновь прибыл в штаб «Карнавальной ночи», и отлично всё сыграл, а блистательная сцена филипповского лектора стала впоследствии классикой советского кинематографа. Актриса Рина Зелёная вспоминала забавный случай: «Приходя на концерт, я обычно говорила: «Люди ау - у!». И вдруг в «Карнавальной ночи» так завопил Филиппов. И всё: от «ау» пришлось отказаться! Не могла же я цитировать Филиппова. Он был так любим, что его героев цитировали все».

В следующей картине «Девушка без адреса» роль бюрократа Комаринского была специально написана под Филиппова. Их «супружеская» пара с Зоей Фёдоровой смотрелась уморительно. «Масик! Кусик! Масик хочет водочки». Эльдар Рязанов впоследствии вспоминал: «Роль не шла, не шла, не шла… И я тихонечко попросил ассистента, что бы она принесла четвертинку водки, не больше. И мы дали Сергею Николаевичу её выпить и он всё чудесно сыграл». Большой успех «Карнавальной ночи» и «Девушки без адреса» мог бы послужить великолепным фундаментом для последующих творческих встреч, однако этого не случилось. Произошёл конфликт, о причинах которого ни Сергей Николаевич, ни Эльдар Александрович предпочитали не говорить. Позже, будучи в 1997 году в Нью-Йорке, Рязанов встретился с сыном Филиппова и сказал: «Да, Юра, ваш отец очень любил выпить». Это, к сожалению, была горькая правда.

Успех Филиппова в кино, на эстраде и в театре вызывал к нему необъяснимое родственное чувство со стороны зрителей. Популярность была специфического свойства- его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников. Мог быть очень едким и жёстким, не любил «показушников». Если вдруг кто-то начинал заноситься, Сергей Николаевич мог тут же осадить: «Да кто ты такой?!». Поэтому при нём боялись «выступать». А уж когда он выпивал, мог вообще не стесняться выражений. Таким он оставался до самой старости. На самом деле близко его никто не знал, так как он ни с кем не дружил и не откровенничал.

Первый раз актёр был женат на Алевтине Ивановне Горинович, актрисе балета, с которой он прожил более 10-ти лет. Она вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме, на актёрском отделении. Влюблённые поженились в 1932 году, рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у её будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора». Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила.

В этом браке в 1938 году родился единственный сын Филиппова- Юрий. Алевтина Ивановна стала не актрисой, а преподавателем английского языка работала переводчицей в Военно-воздушной академии имени Можайского. Она постоянно ревновала мужа к поклонницам, сцене и кино. В книге Юрия Филиппова приводятся слова отца, где он признавался, что ради славы был готов бросить и жену, и сына: «Мама тогда страшно обиделась: «Ну и иди к своей славе!». Женщинам не говорят такие вещи. Когда начались восхищения, преклонения, застолья, отец так и говорил: «Хочу славы, славы хочу!» Вот и наступил момент опьянения…». Несмотря на неординарную внешность, Филиппов постоянно крутил романы с первыми красавицами Ленинграда и Москвы. Его жена знала об этом- очень страдала, и в итоге они разошлись.

Со своей второй женой Антониной Георгиевной Голубевой (1899-1989) Филиппов познакомился в ресторане «Астория». Они жили в квартире Голубевой, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9. Юрий Филиппов рассказывал: «Мадам Голубева была абсолютно чужим для меня человеком. Эта женщина известна тем, что написала книгу «Мальчик из Уржума» о детстве Сергея Кирова. И написала её настолько плохо и так коряво, что, когда рукопись попала на стол к редактору Самуилу Маршаку, тот её полностью переписал. Однажды в ресторанной драке папу нечаянно пырнули вилкой в руку, и Голубева, случайно оказавшаяся рядом, вовремя оказала ему медицинскую помощь и моральную поддержку. А затем отвела его, обалдевшего от такого внимания и ласки, к себе домой. Уверен, отец её никогда не любил. В шутку или всерьёз он называл её Барабулькой. Голубева ездила за ним повсюду- на съёмки, на гастроли- и не давала свободно вздохнуть, ревнуя по-чёрному. Когда у него спрашивали: «Почему ваша жена больше не пишет?», он мрачно отвечал: «Чернила кончились». Или интересовались: «Сергей Николаевич, а что такое Барабулька?», он отвечал: «Маленькая паршивенькая рыбка с выпученными глазками».

Антонина Георгиевна была очень странной особой: она ненавидела детей. О том, что у неё, как оказалось, есть дочь, отец узнал не сразу. Однажды мадам даже затеяла судебную тяжбу с целью отобрать меня у мамы и отдать в детдом. Когда папа приходил домой сильно подшофе, он на неё кричал: «Старая ведьма, кировская б.., ты мне надоела! У меня есть красивая жена и талантливый сын!». Неистовая партийка Голубева утром ему нашёптывала: «Серёжа, ты вчера такое нёс, тебя в тюрьму посадят». Она его постоянно шантажировала. Мадам была сильнее отца характером, раз смогла привязать и подчинить себе мужчину, которого любили самые красивые женщины». Но, тем не менее, Филиппов прожил с Голубевой почти 40 лет. Странная это была пара- высокий, статный ироничный Филиппов и маленькая, некрасивая с постоянно поджатыми губами, значительно старше его Голубева.

Голубева была абсолютно не приспособлена к быту и не любила хозяйственные дела. «Придёшь к ним, а в доме настолько всё неубрано, настолько грязно! Впрочем, многие отмечают, что из дома он всегда выходил чистый, наглаженный. Кто-то рассказывал, что папа приболел, и они то ли зашли его навестить, то ли зарплату принесли, а отец лежал весь в кружевах- ну просто волк из сказки «Красная Шапочка» в постели бабушки! Голубева приготовилась, зная, что придут люди. Отец был глубоко аполитичный человек, а Голубева- ярый коммунист, чуть ли не агент КГБ, к нему приставленный… Что их могло связывать- знали только они. Да и мы не очень интересовались. Мне кажется, поначалу был просто страх. Он наговорил каких-то глупостей, а потом… Он же очень хотел славы, популярности и не смог бы пережить, если бы всё рухнуло в момент. Она же могла на него доложить- легко!»- говорил Юрий Филиппов.




В 1965 году у Сергея Николаевича была обнаружена опухоль головного мозга. В это же время у него начались проблемы в театре. Акимов долго терпел выходки своего любимца, но в 1965 году Филиппов был уволен из театра после того, как во время спектакля, стоя за кулисами, во весь голос подавал шутливые ремарки актёрам, советуя- как правильно надо играть сцену застолья. С 1965 года Филиппов числился актёром киностудии «Ленфильм». Вся страна цитировала его героев: «Масик хочет водочки», «Лучше всего, конечно, пять звёздочек», «Я сюда попал или не сюда?», «Система Станиславская»...

Переломным для Сергея Николаевича стал 1970-й год, когда Леонид Гайдай пригласил его на роль Кисы Воробьянинова в свою киноверсию «Двенадцати стульев» и актёр был бесконечно благодарен Гайдаю за такой подарок судьбы. Нина Гребешкова, рассказала об их отношениях: «Сергей Николаевич радовался роли, как ребёнок. Работал, что называется за двоих. И это несмотря на страшные головные боли, какие он тогда испытывал. Роль училась с трудом. Однако он сам себе не позволял халтурить. Единственное, где он воспользовался услугами «дублёра» это была эксцентрическая драка Кисы и отца Фёдора, Сергея Николаевича заменил сам Лёня. Гайдай ценил его за редкий дар- фактурный, в работе Сергей Николаевич был очень скрупулёзный и ответственный. Кстати за всё время съёмок «12 стульев» Сергей Николаевич не позволил себе ни разу выпить, ни грамма».

Сергей Филиппов, к моменту съёмок уже несколько лет боролся с раком головного мозга. Он пил разные лекарства, подолгу лежал в больнице. Но ради этой роли прервал лечение. Во время съёмок у него очень сильно болела голова, он почти падал в обморок. И всё же — играл! Режиссёр предложил заменить его на Ростислава Плятта, видя, как болен Филиппов, но тот категорически отказался: «Я лучше умру после съёмок, но сыграю эту роль, о которой давно мечтал» На самом деле, после съёмок он прожил ещё много лет. Но вся съёмочная труппа запомнила то, как тяжело больной актёр самозабвенно играет роль всей своей жизни.

Перед озвучанием фильма «Двенадцать стульев» Филиппов с женой поехали в Москву, чтобы сделать операцию по удалению опухоли, но столичные медики отказали артисту в операции, посчитав её смертельно опасной. Вернувшись домой в Ленинград, Филиппов продолжал жить обычной жизнью, пока в один из дней не потерял сознание прямо на улице. Его доставили в городскую больницу №25, и там его, лежащего в коридоре, узнал один из врачей. Филиппову была сделана незамедлительная операция по удалению доброкачественной опухоли и части черепной кости. После этого Филиппов часто шутил с друзьями: «Хочешь пощупать мои мозги?» После операции Сергей Николаевич быстро пошёл на поправку и успешно закончил работу над картиной, подарив зрителям необыкновенное удовольствие от своей незабываемой игры.

Актёр продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Иван Васильевич меняет профессию», «Табачный капитан», «Не может быть!», «Летучая мышь» и др.), хотя среди его ролей были также Губарев в «Блокаде» (1977), продавец в «Мере пресечения» (1983), художник в «Таинственном старике» (1980). Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989). Он снялся, как оказалось, в 118 картинах.

Последние годы своей жизни Филиппов провёл в бедности и одиночестве, он буквально голодал. Его сын стал художником, и после окончания Мухинского училища в 1970-х годах вместе с матерью эмигрировал в США и взял фамилию матери- Горинович. Сергей Николаевич выбор сына очень не одобрил. Для актёра это был страшный удар. Он очень любил свою первую жену, поэтому расценил поступок сына и бывшей супруги, как предательство. А после тяжёлой болезни и смерти Антонины Голубевой вообще замкнулся. Однажды актёр Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего по улице Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Боярский предложил Филиппову посидеть в машине, а сам, зайдя за угол, выбросил билет, отсчитал деньги, и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущённый актёр спрятал деньги и сказал: «Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны».

Его давняя приятельница Любовь Тищенко постоянно заботилась об одиноком артисте, помогая ему по хозяйству и подкармливая по мере возможности. В одном из интервью она рассказывала: «В то время у него буквально «поехала» крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты. Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. «Хочешь, читай, а мне неинтересно», - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернётся. Сын приехал только когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых… Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых. У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги…





В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек… Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по «Ленфильму», зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Квартплату не платил месяцами. Я помогала чем могла- покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды. Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал всё, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его- в одних тапочках и какой-то рваной рубахе».

За несколько дней до смерти актёр рассказал Любови Тищенко о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину». Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от онкологического заболевания лёгких.


Евгений Моргунов так сказал об этих событиях: «Самое страшное- остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм», и там приняли решение: он пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».

Похоронен Сергей Филиппов на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст. Сначала был бронзовый, но его пытались украсть: распилили, увидели, что много бронзы (36 кг), оторвали от постамента, тащили- и в кустах бросили. Или тяжёлым им показался, или спугнул кто-то. Потом бюст оказался в Гильдии киноактёров у Евгения Леонова-Гладышева, теперь он дома у сына Сергея Филиппова - Юрия. На могиле стоит бюст из чугуна.

Сын артиста узнал о смерти Филиппова слишком поздно, и приехать на похороны не смог. В Америке он добился большого успеха. Как художник-дизайнер он работал для многих всемирно известных фирм: Ральфа Лорана, Эсте Лаудер, Армани и Шанель. Он оформлял бродвейские театры и интерьеры вилл мультимиллионеров, получил несметное количество наград и грамот. В память об отце он написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял одноимённый, достаточно неоднозначный документальный фильм. Юрий опровергает то, что Филиппов жил в бедности: «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». По приезде Юрий обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив.

В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов). В Саратове, на родине актера, ни одного памятника и даже мемориальной доски нет, да и вспоминают земляка редко.

Сергей Филиппов — мастер эпизода в кино. У него было мало главных ролей, но запомнился он нам по большому количеству фильмов, в которых сыграл такие роли, что про них мы вспоминаем до сих пор. Ролей очень много, но выберем те, которые в первую очередь приходят на ум. У каждого свой собственный список самых запоминающихся ролей.




Золушка, 1947

К этому времени в фильмографии актера уже 20 кинолент. Мы мало знаем фильмы того времени, только самые яркие и понятные нам. Другие времена, другое искусство. В Золушке Филипов играл капрала-скороход.

Укротительница тигров, 1954

Дрессировщик тигров Казимир Алмазов (Кузьма Пыжов)

Карнавальная ночь, 1956

Роль лектора Никадилова. Прошло уже почти 70 лет, а мы до сих пор цитируем слова лектора Никадилова: «Есть ли жизнь на Марсе? Hет ли жизни на Марсе? Науке не известно. Наука пока ещё не в курсе!»

Девушка без адреса, 1957

Роль начальника строительной конторы Василия Комаринского. Все помнят его фразу «Масик хочет водочки».

Зайчик, 1964

Роль директора театра.

Новые приключения неуловимых, 1968

Роль аптекаря Кошкина. Запомнился словами: «Мало… Много…».

Двенадцать стульев, 1971

Главная роль — Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Наверное, это самая главная роль Сергея Филиппова в кино. Каждый раз в первую очередь вспоминается этот фильм Леонида Гайдая.

Иван Васильевич меняет профессию, 1973

Роль шведского посла. Что характерно — роль на иностранном языке. И ведь роль совсем небольшая, но такая запоминающаяся. И опять же мы ее постоянно цитируем: «Йа, йа, Кемска волость!»

Не может быть!, 1975

И опять комедия Леонида Гайдая. Роль певца на свадьбе. Вот почему он так запомнился, хотя даже не сам пел? Наверное, эмоции у исполняющего романс были слишком сильные.

За спичками, 1980

Помню, что сыграл он финна. Подсмотрел в Интернете — Хювяринена. Роль небольшая, а Сергей Филиппов сразу узнается в таком необычном образе.

Спортлото-82, 1982

Специально для Сергея Филиппова Леонид Гайдай ввел в фильм роль дежурного по жд переезду, который смотрит на влюбленных.

Опасно для жизни, 1985

Роль посетителя, который не умеет правильно входит к высокому начальству с просьбой, а потому нервничает и пытается копировать опытных «пробивальщиков».

Собачье сердце, 1988

Роль престарелого пациента. Это была предпоследняя роль в кино Сергея Филиппова.
А последней ролью актёра в кино стал разгневанный ветеран из комедии «Частный детектив, или Операция „Кооперация“».


0
0
0
508
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Саратов - годы и судьбы На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Путеводители по области



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.