Карты туриста

Поиск по сайту

Вход на сайт


Поиск по региону

Новое на сайте

Яндекс.Погода



Саратовская гармошка

Яркая, несложная в освоении, гармошка из Саратова продолжает радовать своим задорным звучанием и детей, и взрослых, объединяя народы и поколения


Страницы связанные с данной локацией или объектом
Знаменита на всю Россию Саратовская гармонь или как бывает, говорят Саратовская гармошка. Звонкая, яркая, задорная, жизнерадостная саратовская гармоника узнаваема не только с первых нот, но и с первого взгляда: установленные на корпус колокольчики тут же бросаются в глаза. Почти забытая в начале столетия, сегодня эта гармошка, на волне интереса к русским народным инструментам, переживает второе рождение. В ней привлекает буквально все: уникальный внешний вид, уникальное звучание и уникальная история, которая тесно переплетается с историей нашей страны и насчитывает около полутора веков. Но, многие ли саратовцы знают, откуда взялась саратовская гармонь, кто её создал, как и где она делалась, кто из знаменитостей играл и пел песни под Саратовскую гармошку. В этой статье Вы сможете узнать все о Саратовской гармонике, здесь и история Саратовской гармошки и её настоящее. Саратовской гармонике установлен памятник на главной пешеходной улице Саратова - проспекте Кирова, есть и музей Саратовской гармошки. Саратовская гармонь – один из главных символов города, наравне с саратовским калачом и с производством сарпинки и саратовской глиняной игрушкой.

В Россию ручная гармонь, а были ещё и настольные, пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода (Тюрингия) Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Корпус ручной гармони состоит из двух частей, соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки, которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса - кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании, и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона - то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема — это когда язычки настроены в унисон, она более прогрессивна, применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне. Ручная гармонь полюбилась русскому народу за свою простоту и звонкий, громкий звук, под гармонь и танцевать хорошо и песни петь, а уж пройти по улице наигрывая мелодию это просто мечта. На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней, отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и многие другие ну и конечно Саратовская.

Точную дату появления на свет гармоники с колокольчиками не назовут даже самые ярые ценители этого инструмента. Предание сохранило лишь имена первых мастеров. В начале 60-х годов XIX века, саратовские музыкальные мастера братья Куликовы и Н.Г. Карелин переделали семи ладовую тульскую гармошку на свой манер. Что же отличает Саратовскую гармошку? Правая клавиатура была увеличена до 10 или 12 клавиш, добавили особую планку с третьим голосом, звучавшим на октаву выше. С левой стороны изменили аккомпанемент, прибавив к нему так называемый «баритончик», который звучал октавой выше второго баса, и добавили клавишу, дающий два минорных аккорда – один звучащий при сжимании мехов, другой при разжимании. Разработан особый резонаторный канал, впоследствии используемый на многих других моделях гармоней.
И все-таки, самый яркий отличительный элемент саратовской гармоники — колокольчики. Инструмент получил их благодаря традиционной частушке Саратова, которая обязательно сопровождалась игрой на ложках с бубенцами. Так гармошка стала одновременно и мелодическим и ритмическим инструментом. Все эти добавления изменили звукоряд гармоники, приблизив его к характеру русской песни, усилили звучание и значительно обогатили музыкальные возможности инструмента. Впервые она появилась где-то в 1855-1856 гг. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами». Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.

Первым мастером, получившим официальный документ, разрешающий производство саратовской гармони стал Николай Геннадьевич Карелин. В 1879 году он получил свидетельство «для беспрепятственного производства гармонного мастерства, сроком по 31-е декабря 1889 года, с тем, чтобы по окончании этого срока свидетельство это было возобновлено». Первый «гармонных дел мастер» значительно улучшил инструмент, делая упор на качество производства. Голосовые планки стал делать из листовой меди, язычки – из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сёл, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Карелин делал маленькие, карманные гармоники «черепашки». Николай Геннадьевич Корелин, открыл свою мастерскую на улице Никольской (ныне улица Радищева. Инструменты, сделанные в мастерской Корелина, были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище - «Страдивари Саратовской гармоники».

Потом на Никольской открывались мастерские мастеров Д. Жаркова, Г. Гвоздева, А. Емельянова, неподалёку от Глебучева оврага была мастерская С. Борисова. Доныне сохраняются отдельные экземпляры Саратовских гармоник, сделанных самим Николаем Геннадьевичем Корелиным или его учениками - Дмитрием Жарковым и Хрисаном Артемьевым. К началу XX века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей - гармонщиков. Те, первые гармоники были не такие, какие привыкли видеть мы в середине XX века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармошки делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а по особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. В 80-х годах ХIХ века появляются мастера-гармонщики в уездных городах Саратовской губернии Вольске и Хвалынске, а также в сёлах. Корпус инструмента делали из липы, украшали резными накладками из орехового дерева, планками из меди, мельхиора и стали. Меха изготавливали из картона, шёлка и сатина. Колокольчики были медные. Тогда же за саратовскую гармошку взялись краснодеревщики. Инструмент стал настоящим произведением искусства. Например, корпуса гармоник Никанора Удалова пользовались известностью не только в России, но и за рубежом. Есть документальные свидетельства о том, что саратовские гармоники из его корпусов собирали даже в Америке.

В 80-х годах XIX века в нашей губернии уже невозможно было представить ни одного праздника без звонких переливов саратовской гармоники. Мастера высылали гармоники в волжские города, на юг России, в Сибирь, на Дальний Восток. Саратовскую гармонику полюбили татары, калмыки, уральские казаки и другие народы России.

Несмотря на то, что гармоника стоила дорого, в каждой саратовской семье считалось за честь иметь этот инструмент. Ни одна свадьба тех лет не обходилась без гармошки.

В конце XIX века в Саратове сложилась уникальная традиция. Горожане в воскресные и праздничные дни под звонкие переливы сотен саратовских гармоник стекались с разных концов города к берегу Волги, а затем выезжали на лодках на острова. Устраивалось что-то вроде конкурсов — кто лучше сыграет на гармонике или спляшет под её аккомпанемент. Свои детские впечатления о таких выездах описывает Константин Федин в романе «Первые радости».

После 1917 года саратовская гармоника попала в опалу. Пролетарская власть считала ее инструментом для хулиганов и мещанства. Вот что написал про нее «голос революции» Демьян Бедный: «исказила гармошка наш русский напев/(…) И визжит, и гнусит, и грохочет!/Доконать песню русскую хочет!». Спасти от полного забвения этот замечательный инструмент помогло вмешательство наркома просвещения А.В. Луначарского, который решительно встал на сторону любителей гармоники. После этого (в 1929 году) ее начали выпускать уже кустарным способом, а в промыслово-кооперативных артелях. Под неё любил плясать легендарный Чапаев. Служивший в чапаевской дивизии саратовский гармонист Семён Портнов в 1946 году создал в Саратове знаменитый ансамбль саратовских гармоник. А ученик Портнова Станислав Попов в городском дворце пионеров и школьников организовал ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик». В советскую эпоху Саратовская гармоника стоила относительно недорого - сначала 28 рублей, затем 47. Были, конечно же, и отдельные улучшенные образцы, те, например, что дарили знаменитым гостям города или те, что использовали мастера игры на гармошке. Постепенно гармонь разделилась по качеству на сувенирную и концертную.

Знаменитая советская певица Лидия Русланова исполняла свои песни под саратовскую гармонику. Уроженка этих мест, она сделал инструмент, поистине всенародным! Дуэт саратовской гармошки в руках Владимира Максакова и голоса Руслановой тогда знала вся страна. Вместе с ней саратовская гармоника, как солдат, прошла поля боевых сражений Великой Отечественной, и дошла до Берлина. А 2 мая 1945 года, на ступенях рейхстага, Лидия Андреевна, под аккомпанемент любимого инструмента пела для победителей. В годы ВОВ предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Важность сохранений этого инструмента была настолько велика, что мастера по производству саратовских гармошек освобождалась от службы в армии. Всего за годы войны саратовская артель «Музыка» поставила фронтовикам до тысячи гармоник. Под гармошку выступала исполнительница русских народных песен уроженка Саратовской губернии, народная артистка РСФСР Ольга Васильевна Ковалёва. Играл на ней наш земляк, композитор, педагог, заслуженный артист РСФСР Иван Яковлевич Паницкий.

Саратовская гармоника стала неотъемлемой частью других национальных культур. Этносы, населяющие Поволжье, сделали ее своим инструментом для обрядов, ритуалов и концертов. Казанские и астраханские татары, калмыки, ногайцы-карагаши уже давно представляют ее как свой национальный инструмент. На берегах великой реки саратовская гармоника быстро стала инструментом межнационального общения. Первое зарубежное выступление «Саратовских гармоник» (ансамбль гармонистов) состоялось на фестивале молодежи и студентов в Вене, в 1959 году. В последующие десятилетия, этот инструмент покорил Европу, Англию, Японию и Монголию.

В 60-80-х годах прошлого столетия саратовская гармоника активно поставлялась на экспорт. Прежде всего, в страны соц. лагеря. Ее можно было увидеть в музыкальных магазинах Югославии, Восточной Германии, Польши и Болгарии. Первому космонавту, в январе 1965 года, при посещении Саратова, на память подарили саратовскую гармонику. Юрий Гагарин неплохо музицировал на этом инструменте еще в годы своей учебы. Еще в 1975 году гармонный цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов ежемесячно выпускал до 330 обычных и 5-7 заказных инструментов, обеспечивая гармонями не только рядовых покупателей, но и знаменитые коллективы, такие как хор имени Пятницкого.

Все артели и мастерские, делавшие гармонику в 1920-е годы, объединили под общим крылом, в артель «Саратовская гармонь». В 1968 году артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но..., фабрики той нету уж и следа. Перестройка, развал всего и вся, грабительская приватизация и дух наживы сделали чёрное дело. В 2005 году производство было закрыто, на здании цеха, где более 50 лет трудились мастера, появилась мемориальная доска. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев. Работал он на фабрике делавшей гармоники с 1947 года. Учился он мастерству у Михаила Дмитриевича Корелина, племянника Николая Корелина. Гармоники, вышедшие из рук Петра Фёдоровича, есть в хоре имени Пятницкого, с ним они объехали весь мир. Сам Пётр Фёдорович называет три имени своих современников, чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов. С началом века XXI Пётр Фёдорович остался один.

Саратовская гармоника выжила, и несмотря ни на что этот инструмент вновь обретает былую славу. Благодаря энтузиастам и настоящим фанатам, она все чаще появляется в руках музыкантов по всей стране. В 2005 году усилиями ректора политехнического университета И.Р. Плеве и доцента этого вуза В.В. Баксаляра в стенах колледжа производственных технологий появилась возможность факультативного получения профессии гармонного мастера. В 2011 году была представлена первая после перерыва саратовская гармошка, изготовленная выпускниками колледжа.


Современное производство гармоник было организовано С.В. Липатовым, руководителем фабрики «Лисер». В 2013 году были выпущены первые инструменты, созданные подготовленными в колледже производственных технологий СГТУ мастерами.
Сохранившиеся инструменты позапрошлого и прошлого века, изготовленные знаменитыми мастерами, позволили воссоздать саратовскую гармонику в ее лучших традициях, а новейшие технологические решения дают возможности серийного производства. Накопленный мастерами опыт, высокое качество материалов и знание технологий позволяют предприятию выпускать инструменты концертного уровня, которыми с удовольствием и гордостью пользуются народные ансамбли по всей России. На очереди — серийное производство сувенирных инструментов, которые станут отличным подарком для друзей, иностранных гостей и бизнес-партнеров.

В 2009 году телекомпания ТНТ устроила в Саратове выборы символа города - победила Саратовская гармоника. В апреле 2009 года на 17-м международном симпозиуме, посвященном изучению традиционных музыкальных инструментов народов мира, проходившем в Берлине прозвучал доклад доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения Алевтины Михайловой. Как пишет газета «Известия» «Звучание саратовской гармоники покорило ученых-этноинструментоведов мира». В 2014 году саратовская гармоника представляла регион на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи. А в ноябре 2015 года, на всероссийском фестивале-конкурсе Туристический Сувенир, заняла первое место, в номинации Сувенир Региона. Саратовская гармоника — уникальный, поистине народный инструмент, вобравший в себя более 150 лет истории России. Яркая, несложная в освоении, гармошка из Саратова продолжает радовать своим задорным звучанием и детей, и взрослых, объединяя народы и поколения


6.3K
2
0
Экологическое обращение к туристам

Фото читателей посетивших эти места

Если Вы бывали и отдыхали в этих местах поделитесь своими впечатлениями и фотографиями с другими читателями.

Удалить свои фото можно в своем аккаунте на вкладке - фотографии.



Загрузить свои фото

Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь

Отзовы читателей посетивших эти места

Поделитесь своими впечетлениями с другими читателями

Все оставленные отзывы можно посмотреть в Книге отзывов


Написать отзыв


Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь


:) .) :} :D ;) :( :l :|





Поехали отдыхать вместе

Если Вы собираетесь поехать отдыхать в этих местах за грибами или на рыбалку или просто позагорать, то приглашайте в свою компанию единомышленников, отдыхать вместе интересней.

Все оставленные объявления можно посмотреть в Книге поездок

Написать свое
Такого пользователя нет в базе, для написания сообщения необходимо Зарегистрируйтесь

Анастасия Волох - 01.07.2018

Фото пользователя

Небольшая компания друзей | Еду в известное место ищу комапанию | Нет машины кто возьмет | Друзья, 7 июля будет фестиваль ухи в Вольске) очень хочется туда попасть. Кто знает, организовывается ли туда из Энгельса или Саратова проезд на автобусах? Если кто-то был на этом празднике, буду рада услышать отзывы)

16.10.2018 - Павел Шеин
Здравствуйте, есть желающие составить компанию в эту субботу на машине по интересным местам? Пишите, пожалуйста, в личку)

16.10.2018 - Павел Шеин
Здравствуйте

02.07.2018 - Александр Князев
Привет Анастасия, мы к сожалению не сможем поехать, работа не позволяет. Вот ссылка на тур агентство организующее поездки https://www.gold-volga.ru/index.php/festival-ukhi-v-volske-ekskursiya-iz-saratova

Дарья Лебедева - 08.06.2018

Фото пользователя

Памятник природы парк "Щербаковский"

Небольшая компания друзей | Еду в известное место ищу комапанию | Нет машины кто возьмет | Очень понравилась эта локация. Хотелось бы туда поехать,пофотографировать,да машины нет.

02.08.2018 - Iren Silence
Александр, Дарья, а можнок Вам присоединиться? Или я уже поздно пишу и Вы давно съездили? )))
Ищу попутчиков на такие разные точки заброшенных храмов, а своего авто тоже пока что нет :( Очень хочется побывать на разных точках. Вот, к примеру, на таких, как здесь выложено.

10.06.2018 - Александр Князев
Мы с женой собираем туда съездить погулять. Если устроит наша компания модем договориться.

admin - 07.03.2018

Фото пользователя

Природный парк «Кумысная поляна»

Кумыска это самое пикниковое место города... Скоро на шашлыки.

Другие предложения:




____


Саратовская гармошка
1 шт.

Саратовская гармошка

6.3K

Страницы связанные с данной локацией или объектом


Знаменита на всю Россию Саратовская гармонь или как бывает, говорят Саратовская гармошка. Звонкая, яркая, задорная, жизнерадостная саратовская гармоника узнаваема не только с первых нот, но и с первого взгляда: установленные на корпус колокольчики тут же бросаются в глаза. Почти забытая в начале столетия, сегодня эта гармошка, на волне интереса к русским народным инструментам, переживает второе рождение. В ней привлекает буквально все: уникальный внешний вид, уникальное звучание и уникальная история, которая тесно переплетается с историей нашей страны и насчитывает около полутора веков. Но, многие ли саратовцы знают, откуда взялась саратовская гармонь, кто её создал, как и где она делалась, кто из знаменитостей играл и пел песни под Саратовскую гармошку. В этой статье Вы сможете узнать все о Саратовской гармонике, здесь и история Саратовской гармошки и её настоящее. Саратовской гармонике установлен памятник на главной пешеходной улице Саратова - проспекте Кирова, есть и музей Саратовской гармошки. Саратовская гармонь – один из главных символов города, наравне с саратовским калачом и с производством сарпинки и саратовской глиняной игрушкой.

В Россию ручная гармонь, а были ещё и настольные, пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода (Тюрингия) Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Корпус ручной гармони состоит из двух частей, соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки, которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса - кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании, и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона - то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема — это когда язычки настроены в унисон, она более прогрессивна, применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне. Ручная гармонь полюбилась русскому народу за свою простоту и звонкий, громкий звук, под гармонь и танцевать хорошо и песни петь, а уж пройти по улице наигрывая мелодию это просто мечта. На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней, отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и многие другие ну и конечно Саратовская.

Точную дату появления на свет гармоники с колокольчиками не назовут даже самые ярые ценители этого инструмента. Предание сохранило лишь имена первых мастеров. В начале 60-х годов XIX века, саратовские музыкальные мастера братья Куликовы и Н.Г. Карелин переделали семи ладовую тульскую гармошку на свой манер. Что же отличает Саратовскую гармошку? Правая клавиатура была увеличена до 10 или 12 клавиш, добавили особую планку с третьим голосом, звучавшим на октаву выше. С левой стороны изменили аккомпанемент, прибавив к нему так называемый «баритончик», который звучал октавой выше второго баса, и добавили клавишу, дающий два минорных аккорда – один звучащий при сжимании мехов, другой при разжимании. Разработан особый резонаторный канал, впоследствии используемый на многих других моделях гармоней.
И все-таки, самый яркий отличительный элемент саратовской гармоники — колокольчики. Инструмент получил их благодаря традиционной частушке Саратова, которая обязательно сопровождалась игрой на ложках с бубенцами. Так гармошка стала одновременно и мелодическим и ритмическим инструментом. Все эти добавления изменили звукоряд гармоники, приблизив его к характеру русской песни, усилили звучание и значительно обогатили музыкальные возможности инструмента. Впервые она появилась где-то в 1855-1856 гг. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами». Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.

Первым мастером, получившим официальный документ, разрешающий производство саратовской гармони стал Николай Геннадьевич Карелин. В 1879 году он получил свидетельство «для беспрепятственного производства гармонного мастерства, сроком по 31-е декабря 1889 года, с тем, чтобы по окончании этого срока свидетельство это было возобновлено». Первый «гармонных дел мастер» значительно улучшил инструмент, делая упор на качество производства. Голосовые планки стал делать из листовой меди, язычки – из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сёл, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Карелин делал маленькие, карманные гармоники «черепашки». Николай Геннадьевич Корелин, открыл свою мастерскую на улице Никольской (ныне улица Радищева. Инструменты, сделанные в мастерской Корелина, были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище - «Страдивари Саратовской гармоники».

Потом на Никольской открывались мастерские мастеров Д. Жаркова, Г. Гвоздева, А. Емельянова, неподалёку от Глебучева оврага была мастерская С. Борисова. Доныне сохраняются отдельные экземпляры Саратовских гармоник, сделанных самим Николаем Геннадьевичем Корелиным или его учениками - Дмитрием Жарковым и Хрисаном Артемьевым. К началу XX века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей - гармонщиков. Те, первые гармоники были не такие, какие привыкли видеть мы в середине XX века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармошки делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а по особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. В 80-х годах ХIХ века появляются мастера-гармонщики в уездных городах Саратовской губернии Вольске и Хвалынске, а также в сёлах. Корпус инструмента делали из липы, украшали резными накладками из орехового дерева, планками из меди, мельхиора и стали. Меха изготавливали из картона, шёлка и сатина. Колокольчики были медные. Тогда же за саратовскую гармошку взялись краснодеревщики. Инструмент стал настоящим произведением искусства. Например, корпуса гармоник Никанора Удалова пользовались известностью не только в России, но и за рубежом. Есть документальные свидетельства о том, что саратовские гармоники из его корпусов собирали даже в Америке.

В 80-х годах XIX века в нашей губернии уже невозможно было представить ни одного праздника без звонких переливов саратовской гармоники. Мастера высылали гармоники в волжские города, на юг России, в Сибирь, на Дальний Восток. Саратовскую гармонику полюбили татары, калмыки, уральские казаки и другие народы России.

Несмотря на то, что гармоника стоила дорого, в каждой саратовской семье считалось за честь иметь этот инструмент. Ни одна свадьба тех лет не обходилась без гармошки.

В конце XIX века в Саратове сложилась уникальная традиция. Горожане в воскресные и праздничные дни под звонкие переливы сотен саратовских гармоник стекались с разных концов города к берегу Волги, а затем выезжали на лодках на острова. Устраивалось что-то вроде конкурсов — кто лучше сыграет на гармонике или спляшет под её аккомпанемент. Свои детские впечатления о таких выездах описывает Константин Федин в романе «Первые радости».

После 1917 года саратовская гармоника попала в опалу. Пролетарская власть считала ее инструментом для хулиганов и мещанства. Вот что написал про нее «голос революции» Демьян Бедный: «исказила гармошка наш русский напев/(…) И визжит, и гнусит, и грохочет!/Доконать песню русскую хочет!». Спасти от полного забвения этот замечательный инструмент помогло вмешательство наркома просвещения А.В. Луначарского, который решительно встал на сторону любителей гармоники. После этого (в 1929 году) ее начали выпускать уже кустарным способом, а в промыслово-кооперативных артелях. Под неё любил плясать легендарный Чапаев. Служивший в чапаевской дивизии саратовский гармонист Семён Портнов в 1946 году создал в Саратове знаменитый ансамбль саратовских гармоник. А ученик Портнова Станислав Попов в городском дворце пионеров и школьников организовал ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик». В советскую эпоху Саратовская гармоника стоила относительно недорого - сначала 28 рублей, затем 47. Были, конечно же, и отдельные улучшенные образцы, те, например, что дарили знаменитым гостям города или те, что использовали мастера игры на гармошке. Постепенно гармонь разделилась по качеству на сувенирную и концертную.

Знаменитая советская певица Лидия Русланова исполняла свои песни под саратовскую гармонику. Уроженка этих мест, она сделал инструмент, поистине всенародным! Дуэт саратовской гармошки в руках Владимира Максакова и голоса Руслановой тогда знала вся страна. Вместе с ней саратовская гармоника, как солдат, прошла поля боевых сражений Великой Отечественной, и дошла до Берлина. А 2 мая 1945 года, на ступенях рейхстага, Лидия Андреевна, под аккомпанемент любимого инструмента пела для победителей. В годы ВОВ предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Важность сохранений этого инструмента была настолько велика, что мастера по производству саратовских гармошек освобождалась от службы в армии. Всего за годы войны саратовская артель «Музыка» поставила фронтовикам до тысячи гармоник. Под гармошку выступала исполнительница русских народных песен уроженка Саратовской губернии, народная артистка РСФСР Ольга Васильевна Ковалёва. Играл на ней наш земляк, композитор, педагог, заслуженный артист РСФСР Иван Яковлевич Паницкий.

Саратовская гармоника стала неотъемлемой частью других национальных культур. Этносы, населяющие Поволжье, сделали ее своим инструментом для обрядов, ритуалов и концертов. Казанские и астраханские татары, калмыки, ногайцы-карагаши уже давно представляют ее как свой национальный инструмент. На берегах великой реки саратовская гармоника быстро стала инструментом межнационального общения. Первое зарубежное выступление «Саратовских гармоник» (ансамбль гармонистов) состоялось на фестивале молодежи и студентов в Вене, в 1959 году. В последующие десятилетия, этот инструмент покорил Европу, Англию, Японию и Монголию.

В 60-80-х годах прошлого столетия саратовская гармоника активно поставлялась на экспорт. Прежде всего, в страны соц. лагеря. Ее можно было увидеть в музыкальных магазинах Югославии, Восточной Германии, Польши и Болгарии. Первому космонавту, в январе 1965 года, при посещении Саратова, на память подарили саратовскую гармонику. Юрий Гагарин неплохо музицировал на этом инструменте еще в годы своей учебы. Еще в 1975 году гармонный цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов ежемесячно выпускал до 330 обычных и 5-7 заказных инструментов, обеспечивая гармонями не только рядовых покупателей, но и знаменитые коллективы, такие как хор имени Пятницкого.

Все артели и мастерские, делавшие гармонику в 1920-е годы, объединили под общим крылом, в артель «Саратовская гармонь». В 1968 году артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но..., фабрики той нету уж и следа. Перестройка, развал всего и вся, грабительская приватизация и дух наживы сделали чёрное дело. В 2005 году производство было закрыто, на здании цеха, где более 50 лет трудились мастера, появилась мемориальная доска. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев. Работал он на фабрике делавшей гармоники с 1947 года. Учился он мастерству у Михаила Дмитриевича Корелина, племянника Николая Корелина. Гармоники, вышедшие из рук Петра Фёдоровича, есть в хоре имени Пятницкого, с ним они объехали весь мир. Сам Пётр Фёдорович называет три имени своих современников, чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов. С началом века XXI Пётр Фёдорович остался один.

Саратовская гармоника выжила, и несмотря ни на что этот инструмент вновь обретает былую славу. Благодаря энтузиастам и настоящим фанатам, она все чаще появляется в руках музыкантов по всей стране. В 2005 году усилиями ректора политехнического университета И.Р. Плеве и доцента этого вуза В.В. Баксаляра в стенах колледжа производственных технологий появилась возможность факультативного получения профессии гармонного мастера. В 2011 году была представлена первая после перерыва саратовская гармошка, изготовленная выпускниками колледжа.


Современное производство гармоник было организовано С.В. Липатовым, руководителем фабрики «Лисер». В 2013 году были выпущены первые инструменты, созданные подготовленными в колледже производственных технологий СГТУ мастерами.
Сохранившиеся инструменты позапрошлого и прошлого века, изготовленные знаменитыми мастерами, позволили воссоздать саратовскую гармонику в ее лучших традициях, а новейшие технологические решения дают возможности серийного производства. Накопленный мастерами опыт, высокое качество материалов и знание технологий позволяют предприятию выпускать инструменты концертного уровня, которыми с удовольствием и гордостью пользуются народные ансамбли по всей России. На очереди — серийное производство сувенирных инструментов, которые станут отличным подарком для друзей, иностранных гостей и бизнес-партнеров.

В 2009 году телекомпания ТНТ устроила в Саратове выборы символа города - победила Саратовская гармоника. В апреле 2009 года на 17-м международном симпозиуме, посвященном изучению традиционных музыкальных инструментов народов мира, проходившем в Берлине прозвучал доклад доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения Алевтины Михайловой. Как пишет газета «Известия» «Звучание саратовской гармоники покорило ученых-этноинструментоведов мира». В 2014 году саратовская гармоника представляла регион на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи. А в ноябре 2015 года, на всероссийском фестивале-конкурсе Туристический Сувенир, заняла первое место, в номинации Сувенир Региона. Саратовская гармоника — уникальный, поистине народный инструмент, вобравший в себя более 150 лет истории России. Яркая, несложная в освоении, гармошка из Саратова продолжает радовать своим задорным звучанием и детей, и взрослых, объединяя народы и поколения


Тридцать самых популярных:

Пока нет отзывов
Нет фото читателей



Новое на сайте