Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Сегодня: 28 Апреля Воскресенье
Вербное воскресенье
Пудов день
Блинов Фёдор Абрамович Блинов Фёдор Абрамович

Блинов Фёдор Абрамович

Блинов Фёдор Абрамович

Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где был представлен в работе.

11.02.2024 09:55

Фёдор Абрамович Блинов (1831, с. Никольское Вольского уезда Саратовской губернии1 — 1902, Балаково) русский механик-самоучка, заводчик, изобретатель первого в мире трактора на гусеничном ходу, получивший в 1879 году «привилегию» (патент) 2245 на изобретение «вагона с бесконечными рельсами, для перевозки грузов». Из-за того, что в патенте не было указания на наличие у вагона двигателя, некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Мысль о создании транспорта, чтобы преодолеть распутицу и бездорожье, пришла в голову Блинова в 1878 году, когда он работал на буксирном пароходе «Геркулес». Он подсмотрел идею гусеницы будущего трактора у коленчатого вала паровой машины.

Считается, что гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., а в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора. В 1881 г. он приступает к проектированию и постройке машины на собственном ходу. Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где был представлен в работе. Таким образом, Вольск и Балаково – родина отечественного тракторостроения.Созданный в России трактор Блинова, как это часто бывает, не получил признания и распространения на родине. Умер Фёдор Абрамович Блинов в возрасте 70 лет, похоронен в Балаково на местном приходском кладбище. Могила утеряна. В честь Ф. А. Блинова названа улица в Ленинском районе города Саратова. На родине в селе Никольское установлен памятник бюст Федора Абрамовича Блинова.




Федор Абрамович Блинов родился в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне в Вольском районе Саратовской области) в семье крепостного крестьянина, работавшего в кузнице у помещика. Точная дата его рождения неизвестна. Одни источники называют дату рождения 25 июля 1831 года, другие 1827 год. От отца он перенял опыт по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, овладел слесарным, столярным, кузнечным и шорным делом. До второй половины 1840-х годов Ф. А. Блинов, будучи крепостным, неотлучно жил в Никольском. В связи со случившейся в Поволжье сильной засухой, приведшей к голоду, ему удалось получить от помещика отпускную.

На Волге Ф. А. Блинов первоначально работал бурлаком. В 1850 году ему удалось поступить кочегаром на пароход «Геркулес». Вскоре он хорошо изучил паровую машину судна и был переведен из кочегаров в помощники машиниста, а в 1855 году стал машинистом. К этому времени Ф. А. Блинов стал известным на Волге опытным мастером по ремонту оборудования. В 1870-х годах, при поломке коленвала, отремонтировал пароход, разделив приводы правого и левого гребных колес, таким образом усовершенствовал его — судно получило возможность поворачиваться на месте, за что он получил благодарность и премию.

В 1877 году Ф. А. Блинов вернулся в Никольское, где занялся свободной творческой деятельностью. В этом же году благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора. В 1878 году Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 году получил авторскую привилегию (патент) на «вагон с бесконечными рельсами». Им был изготовлен «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звездочки — наиболее важных узла машины. Он приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.

«Министерство путей сообщения от 14 марта 1878 года № 3418. Федору Абрамовичу Блинову.
...Признав за вашим вагоном достоинство в достижении уменьшения в силе тяги от 6 до 7 раз сравнительно с обычным способом передвижения грузов по шоссе, Т. И. Ч. У. (техническо-инспекторская часть управления ж/д) воздерживается, однако, высказать заключение о возможности практического применения снаряда в том виде, как он Вами предложен, преимущественно ввиду значительного числа сопряжении цепи, способной разрываться в сопряжениях при неровностях пути, а также отсутствия достаточной игры в желобчатом рельсе при прохождении кривых, описанных радиусом в 100 фут. Чертежи и записку при сём возвращаем».

И тут в дело вмешался купец Канунников. Он уяснил какую прибыль может ему дать применение блиновского вагона, ведь тогда в семь раз меньше потребуется подвод при перевозке зерна от хлебных амбаров к волжским пристаням. Имея связи в департаменте торговли и мануфактур и деньги на пошлины, Канунников на другой же день обратился туда с прошением о выдаче Блинову «привилегии» на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

20 сентября 1879 г. на имя крестьянина-собственника Фёдора Блинова была выдана долгожданная «привилегия», зарегистрированная в «Своде» за № 64:
«При движении вагона колёса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колёсах рельс будет переходить в переднюю направляющую (звёздочку), укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный, бесконечный путь».
Поворот платформы, по мнению Блинова, мог быть осуществлен остановкой одной гусеницы-рельса и продолжением движения другой. Это делало вагон чрезвычайно манёвренным.

Из-за того, что в патенте не было указания на наличие у вагона двигателя, некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки.

Изобретение быстро стало известным и популярным среди широких масс. Так, газета «Саратовский листок» сообщала в январе 1881 года:
«Вольск, 23 января... Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли. Успех гусеничного прицепа конструкции Ф. А. Блинова привел его к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе. В 1881 году он переехал из Вольска в Балаково, где к 1883 году организовал собственное машиностроительное предприятие, производившее, в основном, пожарные насосы.

Позже, когда Блинов жил в Балаково, он, посетив Саратовскую сельскохозяйственную выставку, написал жене и детям: “…Тут, в Саратове, убедился: жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».

В 1881-1888 годах Ф. А. Блинов работал над проектом «самохода» на гусеничном ходу. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Ф. А. Блинова выставлялся на сельскохозяйственной выставке в Саратове (1889). В 1894 г. при строительстве очередной модели своего «самохода» Блинов за счёт переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Машинисту оставалось, сидя за котлом, выполнять роль кочегара и тормозить задние колеса. Из двух паровых машин Блинов собрал одну двухцилиндровую с общим валом. На концах полувалов бортовой передачи установили кулачковые муфты, которые приводились в зацепление с шестернями вилкой-рычагом из кабины капитана. Испытания нового самохода на балаковской земле прошли успешно.

К 1895 году Ф. А. Блинов существенно доработал свой проект. Созданный им первый в мире трактор экспонировался на открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие». Вот что писала по этому поводу газета «Волгарь»:
«Вся беда в том, что русские изобретатели – РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».

То, что было ясно журналистам, не смогли уразуметь власть имущие. Газета «Каспий» писала в дни Нижегородской выставки:
«Экспонент – крестьянин Саратовской губ. Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но всё никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. руб., он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но "маршалы зова не слышат".




На Нижегородской выставке Ф. А. Блинов детально ознакомился с экспонировавшимися там двигателями внутреннего сгорания. Изобретатель пришел к выводу, что замена ими паровых машин, использовавшихся на гусеничных самоходах, значительно упростила бы конструкцию последних и улучшила бы их технико-экономические показатели. Ф. А. Блиновым был создан новый тип четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, работавшего на сырой нефти. Федор Абрамович начал создавать опытный образец нефтяного мотора. Он надеялся поставить его на гусеничный тягач. Изобретатель долго размышлял над тем, как сжигать нефть, ведь она была очень тяжёлым для воспламенения топливом. Есть поверье, что идея решения данной проблемы пришла в голову Блинова во время богослужения. Увидев кадило, которым помахивал священник, Федор Абрамович сообразил, что наружный, раскалённый докрасна калоризатор можно просто заменить раскалёнными углями. Он не смог дождаться конца молебна и тихо вышел из церкви. Так было создано ещё одно изобретение Блинова – запальник.

Однако соединить в одно гусеничный трактор и новый двигатель внутреннего сгорания Ф. А. Блинов не успел. Он скончался от паралича в Балаково 24 июня (7 июля) 1902 года, не дожив до своего 71-летия всего один месяц и был похоронен рядом со своей фабрикой в Балаково на местном приходском кладбище. Могила утеряна. Дело Блинова продолжил Яков Мамин, ученик Ф. А. Блинова, став пионером тракторных дизель-моторов.

Блинов создал не только гусеничную повозку. Он создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, применимый к любой гусеничной машине. Также изобрёл запальник (вариант калоризатора) для «нефтянки» (тогда так назывались дизельные ДВС, работающие на сырой нефти).

На рубеже XIX−XX веков Ф. А. Блинов изобрел свой вариант четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти. Сын Блинова, Порфирий Федорович, благодаря помощи своего отца смог открыть завод по производству таких двигателей: «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», здесь продолжалось дело отца, Федора Блинова. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек — рекордное количество рабочих для небольшого учреждения.

25 декабря 2009 года Решением Совета муниципального образования город Балаково № 142 Федору Абрамовичу Блинову, создателю первого в мире гусеничного трактора, было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балаково».

О том, чем известен Федор Абрамович Блинов, люди узнали только в середине двадцатого века. Именно в то время была опубликована книга «Россия – родина трактора», написанная Л. Давыдовым. В тот же период появились первые статьи о жизни и деятельности изобретателя в издании «Социалистический труд». Их авторы писали о том, что в Балакове сохранился дом, в котором жил Блинов, а также его могила. Но никто не стремился увековечить память о великом изобретателе-самоучке. Хотя одной улице жилгородка всё-таки присвоили его фамилию. Сейчас она практически исчезла, затерявшись среди многоэтажек.

В 1983 году исполнилось ровно сто лет со дня основания в Балакове первой машиностроительной компании. В честь этого события благодаря активности известного краеведа А. А. Деревянченко на доме, в котором жил изобретатель, установили мемориальную доску.
На родине в селе Никольское установлен бюст Федора Абрамовича Блинова (сейчас требует ремонта).
В честь Ф. А. Блинова названа улица в Ленинском районе города Саратова.
В 2018 году общественность Балаково предложила установить в городе памятник Ф. А. Блинову.


0
0
0
344
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Саратов - годы и судьбы На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Отдых и природа



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.