Купец I гильдии, крупный домовладелец, скотопромышленник, землевладелец (2000 десятин земли), владелец трёх лавок на Троицкой площади Захарий Иванович Смирнов в 1908-1909 годах построил на улице Хоперской (ныне Советская) двухэтажное здание с подвальным помещением и аркой, и сдал в аренду ямской управе. В гражданскую войну здесь располагался лазарет, редакция газеты «Красноармеец», и вот уже многие годы – центральное отделение почты. Балашовский почтамт управления федеральной почтовой связи Саратовской области, филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»
Здание является выявленным объектом историко-культурного наследия Саратовской области.
Балашов был основан в XVII веке ясачным крестьянином Григорием Болашевым как хутор, затем стал деревней. Указом императрицы Екатерины II от 7 (18) ноября 1780 года бывшему дворцовому селу был придан статус уездного города и Балашовский уезд вошёл в Саратовскую губернию.
Балашовский уезд занимал западную часть Саратовской губернии и граничил с землями Войска Донского, Тамбовской и Воронежской губерниями. По площади он занимал 3-е место в губернии. По данным того времени земельная площадь Балашовского уезда определялась примерно в 71916 квадратных верст. Это составляло около 13—14 % от всех земель Саратовской губернии.
Появляется пристань, по реке сплавляют хлеб. Впервые сплав по реке Хопер был предпринят купцом Михаилом Михайловичем Голосевым в первой половине XIX века. Загрузив судно разными мелочными товарами, он благополучно прошел на нём вниз мимо Балашова. Его примеру в 1836 году последовал волжский купец Превратухин. Он стал сплавлять по Хопру лес. В 1840 году была спущена барка с мукой в Ростов-на-Дону. По проторённому водному пути реки Хопра в 1849 году было переправлено 19 барок с грузом на сумму 219300 рублей серебром. Барки строились в сельце Болыншине Сердобского уезда, а потом стали покупать их на Волге и в разобранном виде доставлять в г. Балашов, Турки, где существовали пристани. В селах Аркадак, Большая Грязнуха, Лопатино, Пинеровка, Чириков, Красный Яр их собирали, загружали товарами и полой водой отправляли в южные губернии России.
Балашов в начале XIX века — десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро растёт, превращаясь в значительный торгово-промышленный центр западной окраины Саратовской губернии. В 30-е годы XIX века общее число горожан составляло 2104 человека. В городе действуют ярмарки и базары. В 1864 году было открыто первое учебное заведение — приходское училище. Затем появились городское четырёхклассное училище, мужская и женская гимназии, духовные ремесленные училища. В городе по данным Всероссийской переписи населения 1897 года действовало 6 школ, земская больница, детский приют, 2 богадельни, 7 церквей, в том числе Свято-Троицкий собор. Работали заводы: салотопленные, кирпичные, маслобойные, чугунолитейный и механические мастерские. Одна за другой выросли мельницы. В начале XX в. в городе работали уже 6 механических паровых мельниц. Торговля шумела на базарной площади — Троицкой. Четыре раза в год проводились ярмарки: Евдокийская, Троицкая, Рождественская, Ильинская. Наиболее крупными были торговые заведения «шерстяных, бумажных, шелковых, суконных, полотняных и меховых товаров, колбасная торговля Павловых, булочные и кондитерские Д.Дудакова и И.Ваккера, винно-гастрономическая торговля В. Р. Ваваева, чаю и сахару братьев Е. и А.Дозоровых», игольно-галантерейная торговля М. К. Васильева, мануфактурные магазины В. Ф. Семенова, М. А. Богатырева. Были открыты представительства компаний «Зингер» и «Форд».
Строительство железных дорог через Балашов началось в 1891 году. Наиболее крупными предприятиями считались станции Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог с их службами, депо и мастерскими. Город связало прямым сообщением с Камышином и Тамбовом (1894 г., Рязано-Уральская железная дорога), Пензой и Харьковом (1895 г., Юго-Восточная железная дорога). К 1894 г. был построен первый железнодорожный мост через Хопёр у Балашова. Это дало толчок развития местной промышленности и торговли.
В 1898 году население города достигло 12 166 человек, в 1907 году — 24 700 человек. Основным сословием, занимающимся торговой и промышленной деятельностью, было купечество.
На начало XX века в городе было 22 улицы и переулка, 2500 жилых строений, 2 площади и городской общественный сад площадью в 4080 квадратных саженей. Появился водопровод, освещение улиц производилось керосиновыми фонарями, 6 православных храмов, молитвенные дома баптистов, молокан, субботников и евреев, народный дом, 2 кинотеатра. Имелись паровые мельницы, электростанция, чугунолитейный завод, 3 маслобойных завода, 2 кирпичных и 3 кожевенных завода, предприятия станций Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог.
В бывших дворянских усадьбах — Падах, Отрадине, Бобылевке, Зубриловке — побывали поэты Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, П. А. Вяземский, Я. П. Полонский, баснописец И. А. Крылов, художники В. Э. Борисов-Мусатов и К. А. Коровин, композитор, пианист и дирижёр С. В. Рахманинов.