Карты туриста

Поиск по сайту

Вход на сайт


Поиск по региону

Новое на сайте

Яндекс.Погода



Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова — музей художника В. Э. Борисова-Мусатова, находящийся на балансе музея имени А. Н. Радищева в г. Саратове.

  • Саратовская область г. Саратов - ул. Вольская, 33
  • (8452) 22-27-52
  • borisov-musatov@radmuseumart.ru
  • Координаты: 51.524295, 46.019012
Изначально живопись и графика В. Э. Борисова-Мусатова находятся в коллекции Радищевского музея. По количеству произведений собрание занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Отдел музеефикации «Усадьба В. Э. Борисова-Мусатова» был создан в 1984 году. С этого момента собрание музея обогатилось мемориальными вещами, принадлежавшими семье художника, подлинными архивными документами, печатными изданиями. Сам музей был открыт в 2000 году.

Мемориальный деревянный флигель В. Э. Борисова-Мусатова — часть усадебного комплекса, был построен семьёй художника примерно в 1891—1892 гг., ко времени начала учения В. Э. Борисова-Мусатова в Москве и Петербурге. Так вышло, что почти вся творческая жизнь художника связана с этим зданием. В разные годы именно здесь, в Саратовском доме, он создал значительные свои произведения «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903—1904).1 Произведения ныне хранятся в крупнейших собраниях России и являются признанными шедеврами Русского искусства рубежа XIX—XX веков.

Речь о создании мемориального музея В. Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской, 33, где жил художник, зашла ещё в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова.2 Флигель и двухэтажный дом — городская усадьба В. Э. Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А. Н. Радищева, инспекторами по охране памятников А. В. и В. В. Леонтьевыми. Но в 30-е годы в бывшей усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры.3
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель рядом с домом был передан на баланс музея имени А. Н. Радищева. Зашла речь о его реставрации и открытия мемориального Музея В. Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А. Н. Радищева. Но в годы перестройки, развала Советского Союза, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В. Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось. Городскими властями не был решен вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых. В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова был открыт мемориальный флигель. Поскольку деревянная архитектура «старого» Саратова с течением времени неумолимо исчезает под современной застройкой, флигель со временем приобретает всё большую уникальность.

Музей владеет частью земельного усадебного участка, на котором воссоздан маленький садик, который художник считал неотъемлемой частью своего творческого пространства — «Зелёной мастерской».4 Она была уничтожена в 30-е годы из-за строительства крупного промышленного предприятия — мебельной фабрики.3

Второй объект, находящийся рядом с музеем, — двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, представляет собой образец типичной городской архитектуры второй половины XIX века. Находится в теснейшей близости с флигелем. Около него расположены вторая часть двора и сада, хозяйственные постройки. Музею не принадлежат, однако до сих пор остается актуальным вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома и восстановление Городской усадьбы Мусатовых, музейного комплекса в полном объеме.5



История семьи Мусатовых.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых. Тогда родители известного художника жили в особняке генерала А. Шахматова на Аничковской улице (сейчас ул. Рабочая), они служили камердинером и горничной. Через шесть лет Эльпидифор Борисович оставил место в генеральском доме и устроился служащим в Управление Рязано-Уральской железной дороги.

В том же, 1876 году в семье появляется второй ребенок – сестра Агриппина. И Мусатовы переезжают в собственный дом на улицу Вольскую, 33, имевшую в те времена еще один адрес Плац-парад, 13. А в 1883 году у Виктора появляется ещё одна младшая сестра — Елена.
Домик, в котором поселились Мусатовы, был одноэтажным и деревянным. За ним начинался сад, где росли сирень и вишни. Окна детской комнаты и столовой выходили в сад, две другие были обращены на восток, в сторону старой площади.

Посвятив себя творчеству, Виктор добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. И его имя художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Виктор Эльпидифорович жил и работал во флигеле, приезжая на лето из Москвы и Парижа. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова.

Сюда приходили немногие, но дорогие для художника друзья: музыкант М.Е. Букиник, старинные приятели Захаровы и Корнеевы, семейство Добошинских, чета Станюковичей, молодые Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, готовившиеся вслед за Мусатовым посвятить себя искусству.

Уютный сад, поддерживаемый руками сестёр, повлияли на творчество художника. К этому добавилась обворожительная Зубриловк — старинная усадьба Голицыных-Прозоровских в Балашовском уезде Саратовской губернии, столь любимая Мусатовыми.

В декабре 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов окончательно уехал в Подольск. Дом, сад и флигель перешли к новому хозяину некоему господину Генриху Генриховичу Боксбергеру. В 1912 году друг Виктора Борисова-Мусатова, художник Павел Кузнецов, с разрешения нового владельца, сделал уникальные фотографии Мусатовского сада и флигеля.

По заказу Боксбергера был сделан документ, сейчас хранящийся в научном архиве Радищевского музея — это великолепно выполненный при помощи пера, акварели, чернил и чертежных инструментов план домовладения по ул. Вольская, 33 от 19 апреля 1914 года. На плане указан и дом, и флигель, и хозяйственные дворовые постройки, дошедшие до наших дней, а также видно, каким же был частично утраченный сейчас сад. На плане заметно, что со временем утраты понес и двухэтажный дом. Когда-то с южной его стороны была деревянная веранда, выходящая во двор.

История создания музея В.Э. Борисова-Мусатова.

В смутные времена Боксбергер покинул дом, здесь появились новые хозяева, которые не следили за сохранностью дома и памятью о прошлых владельцах. В 1919 году саратовская пресса сообщала о намерении секции изобразительного искусства организовать музей нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова. В 1922 году в «Известиях саратовского совета» публикуется заметка «Памятный домик В.Э. Борисова-Мусатова», в которой идёт речь о создании во флигеле мемориального музея. Инициатором этого была средняя сестра живописца Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. И этому способствовало внесение флигеля и двухэтажного дома в список памятников истории и культуры Саратовской губернии. Это произошло в середине 1920-х годов. Краеведы и сотрудники музея имени А.Н. Радищева, а также инспекторы по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевы собрали в период с 1920-х по 1950-е года фотографии Мусатовского флигеля.

Но музею не суждено было открыться в 20 веке. В 1930-е годы имя живописца было официально предано забвению, его творчество приравняли к «буржуазному и декадентскому», а во флигеле и главном доме расположились коммунальные квартиры. Рядом была построена крупная промышленная фабрика по производству мебели, в результате был уничтожен квартал старой застройки и красивый Мусатовский сад.

Только в 1970-х годах к имени художника возвращается интерес. В 1973 году в Москве и в Саратове прошли крупные выставки его работ. Чуть позже, во флигеле, обосновались со своими мастерскими художники, чтобы флигель «охраняемый государством», действительно был под постоянным присмотром.
Но речи о музее ещё не шло. Только в 1984 году флигель был передан на баланс музея имени А.Н. Радищева, и зашла речь о его реставрации.
Восстановление дома то начиналось, то прерывалось, и окончательно музей был открыт только в 2000 году, в год 130-летия рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Но сейчас сотрудники музея и все поклонники творчества художника ждут момента, когда и главный дом Мусатовых также станет частью музея. Недавно из дома отселили всех жильцов из коммунальных квартир.

Художник Павел Кузнецов, тоже житель Саратова, называл дом «прекрасным и удобным для вдохновения». В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы такие творения, как «Майские цветы», «Гармония», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Из окна мастерской открывался чудесный вид на сад, в котором росли вишни, сирень лучших сортов, тополя, маки, кадка с экзотической агавой. Множество пейзажных этюдов написано Мусатовым именно в этом садике.

Проезд: Городским транспортом до ост. "Белоглинская" или "Рабочая"
4K
0
0
Экологическое обращение к туристам
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

Фото читателей посетивших эти места

Если Вы бывали и отдыхали в этих местах поделитесь своими впечатлениями и фотографиями с другими читателями.



Загрузить свои фото

Такого пользователя нет в базе, для написания сообщения необходимо Зарегистрируйтесь

Отзовы читателей посетивших эти места

Поделитесь своими впечетлениями с другими читателями

Все оставленные отзывы можно посмотреть в Книге отзывов


Написать отзыв



Или зарегистрируйтесь


:) .) :} :D ;) :( :l :|





Видео этих мест

Поехали отдыхать вместе

Если Вы собираетесь поехать отдыхать в этих местах за грибами или на рыбалку или просто позагорать, то приглашайте в свою компанию единомышленников, отдыхать вместе интересней.

Все оставленные объявления можно посмотреть в Книге поездок

Написать свое
Такого пользователя нет в базе, для написания сообщения необходимо Зарегистрируйтесь

Павел Соколов - 21.03.2018

Администрация - 04.03.2018

Фото пользователя

Городской парк Лукоморье

Мы семьей собираемся погулять в горпарке.

Другие предложения




____




Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

Учреждения культуры
  • Саратовская область г. Саратов - ул. Вольская, 33
  • (8452) 22-27-52
  • borisov-musatov@radmuseumart.ru
  • Координаты: 51.524295, 46.019012

В желаниях
у (0) чел.
Фото читателей
(0) шт.
4K
0
Изначально живопись и графика В. Э. Борисова-Мусатова находятся в коллекции Радищевского музея. По количеству произведений собрание занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Отдел музеефикации «Усадьба В. Э. Борисова-Мусатова» был создан в 1984 году. С этого момента собрание музея обогатилось мемориальными вещами, принадлежавшими семье художника, подлинными архивными документами, печатными изданиями. Сам музей был открыт в 2000 году.

Мемориальный деревянный флигель В. Э. Борисова-Мусатова — часть усадебного комплекса, был построен семьёй художника примерно в 1891—1892 гг., ко времени начала учения В. Э. Борисова-Мусатова в Москве и Петербурге. Так вышло, что почти вся творческая жизнь художника связана с этим зданием. В разные годы именно здесь, в Саратовском доме, он создал значительные свои произведения «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903—1904).1 Произведения ныне хранятся в крупнейших собраниях России и являются признанными шедеврами Русского искусства рубежа XIX—XX веков.

Речь о создании мемориального музея В. Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской, 33, где жил художник, зашла ещё в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова.2 Флигель и двухэтажный дом — городская усадьба В. Э. Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А. Н. Радищева, инспекторами по охране памятников А. В. и В. В. Леонтьевыми. Но в 30-е годы в бывшей усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры.3
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова

В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель рядом с домом был передан на баланс музея имени А. Н. Радищева. Зашла речь о его реставрации и открытия мемориального Музея В. Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А. Н. Радищева. Но в годы перестройки, развала Советского Союза, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В. Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось. Городскими властями не был решен вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых. В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова был открыт мемориальный флигель. Поскольку деревянная архитектура «старого» Саратова с течением времени неумолимо исчезает под современной застройкой, флигель со временем приобретает всё большую уникальность.

Музей владеет частью земельного усадебного участка, на котором воссоздан маленький садик, который художник считал неотъемлемой частью своего творческого пространства — «Зелёной мастерской».4 Она была уничтожена в 30-е годы из-за строительства крупного промышленного предприятия — мебельной фабрики.3

Второй объект, находящийся рядом с музеем, — двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, представляет собой образец типичной городской архитектуры второй половины XIX века. Находится в теснейшей близости с флигелем. Около него расположены вторая часть двора и сада, хозяйственные постройки. Музею не принадлежат, однако до сих пор остается актуальным вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома и восстановление Городской усадьбы Мусатовых, музейного комплекса в полном объеме.5



История семьи Мусатовых.

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых. Тогда родители известного художника жили в особняке генерала А. Шахматова на Аничковской улице (сейчас ул. Рабочая), они служили камердинером и горничной. Через шесть лет Эльпидифор Борисович оставил место в генеральском доме и устроился служащим в Управление Рязано-Уральской железной дороги.

В том же, 1876 году в семье появляется второй ребенок – сестра Агриппина. И Мусатовы переезжают в собственный дом на улицу Вольскую, 33, имевшую в те времена еще один адрес Плац-парад, 13. А в 1883 году у Виктора появляется ещё одна младшая сестра — Елена.
Домик, в котором поселились Мусатовы, был одноэтажным и деревянным. За ним начинался сад, где росли сирень и вишни. Окна детской комнаты и столовой выходили в сад, две другие были обращены на восток, в сторону старой площади.

Посвятив себя творчеству, Виктор добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. И его имя художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Виктор Эльпидифорович жил и работал во флигеле, приезжая на лето из Москвы и Парижа. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова.

Сюда приходили немногие, но дорогие для художника друзья: музыкант М.Е. Букиник, старинные приятели Захаровы и Корнеевы, семейство Добошинских, чета Станюковичей, молодые Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, готовившиеся вслед за Мусатовым посвятить себя искусству.

Уютный сад, поддерживаемый руками сестёр, повлияли на творчество художника. К этому добавилась обворожительная Зубриловк — старинная усадьба Голицыных-Прозоровских в Балашовском уезде Саратовской губернии, столь любимая Мусатовыми.

В декабре 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов окончательно уехал в Подольск. Дом, сад и флигель перешли к новому хозяину некоему господину Генриху Генриховичу Боксбергеру. В 1912 году друг Виктора Борисова-Мусатова, художник Павел Кузнецов, с разрешения нового владельца, сделал уникальные фотографии Мусатовского сада и флигеля.

По заказу Боксбергера был сделан документ, сейчас хранящийся в научном архиве Радищевского музея — это великолепно выполненный при помощи пера, акварели, чернил и чертежных инструментов план домовладения по ул. Вольская, 33 от 19 апреля 1914 года. На плане указан и дом, и флигель, и хозяйственные дворовые постройки, дошедшие до наших дней, а также видно, каким же был частично утраченный сейчас сад. На плане заметно, что со временем утраты понес и двухэтажный дом. Когда-то с южной его стороны была деревянная веранда, выходящая во двор.

История создания музея В.Э. Борисова-Мусатова.

В смутные времена Боксбергер покинул дом, здесь появились новые хозяева, которые не следили за сохранностью дома и памятью о прошлых владельцах. В 1919 году саратовская пресса сообщала о намерении секции изобразительного искусства организовать музей нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова. В 1922 году в «Известиях саратовского совета» публикуется заметка «Памятный домик В.Э. Борисова-Мусатова», в которой идёт речь о создании во флигеле мемориального музея. Инициатором этого была средняя сестра живописца Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. И этому способствовало внесение флигеля и двухэтажного дома в список памятников истории и культуры Саратовской губернии. Это произошло в середине 1920-х годов. Краеведы и сотрудники музея имени А.Н. Радищева, а также инспекторы по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевы собрали в период с 1920-х по 1950-е года фотографии Мусатовского флигеля.

Но музею не суждено было открыться в 20 веке. В 1930-е годы имя живописца было официально предано забвению, его творчество приравняли к «буржуазному и декадентскому», а во флигеле и главном доме расположились коммунальные квартиры. Рядом была построена крупная промышленная фабрика по производству мебели, в результате был уничтожен квартал старой застройки и красивый Мусатовский сад.

Только в 1970-х годах к имени художника возвращается интерес. В 1973 году в Москве и в Саратове прошли крупные выставки его работ. Чуть позже, во флигеле, обосновались со своими мастерскими художники, чтобы флигель «охраняемый государством», действительно был под постоянным присмотром.
Но речи о музее ещё не шло. Только в 1984 году флигель был передан на баланс музея имени А.Н. Радищева, и зашла речь о его реставрации.
Восстановление дома то начиналось, то прерывалось, и окончательно музей был открыт только в 2000 году, в год 130-летия рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Но сейчас сотрудники музея и все поклонники творчества художника ждут момента, когда и главный дом Мусатовых также станет частью музея. Недавно из дома отселили всех жильцов из коммунальных квартир.

Художник Павел Кузнецов, тоже житель Саратова, называл дом «прекрасным и удобным для вдохновения». В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы такие творения, как «Майские цветы», «Гармония», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Из окна мастерской открывался чудесный вид на сад, в котором росли вишни, сирень лучших сортов, тополя, маки, кадка с экзотической агавой. Множество пейзажных этюдов написано Мусатовым именно в этом садике.

Проезд: Городским транспортом до ост. "Белоглинская" или "Рабочая"
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова
Все отзывы (0)
Добавить свой



Или зарегистрируйтесь


:) .) :} :D ;) :( :l :|




Тридцать самых популярных: