Карты туриста

Поиск по сайту

Вход на сайт


Поиск по региону

Новое на сайте

Яндекс.Погода



Сарпинка и сарпиноткацкое производство

Название ткани произошло от названия первого места производства— поселения Сарепта (на данный момент входит в состав Красноармейского городского района г. Волгограда самую южную его часть) на реке Сарпа в то время Саратовской губернии.


Страницы связанные с данной локацией или объектом

Сарпинка — лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Изготавливается из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец. Название ткани произошло от названия первого места производства— поселения Сарепта (на данный момент входит в состав Красноармейского городского района г. Волгограда самую южную его часть) на реке Сарпа в то время Саратовской губернии. Изготовлялась сначала главным образом поволжскими немцами-колонистами, так как навыки производства были привезены из Германии. Ткань продавалась через официальные агентства, открытые в Москве и С.-Петербурге, и через торговые конторы - комиссионерства, которые были заведены в ряде городов (Саратове, Самаре и др.). Часть товара продавалась на юг калмыкам. Сарепта стала одним из первых мест производства хлопчатобумажных тканей в России, где в то время была распространена выделка льняных тканей. Поэтому производство сарпинки не имело конкуренции, что обусловило высокие цены на нее, сопоставимые с ценами на шелковые ткани.

Выделка ткани сарпинки некоторое время было одним из основных народных промыслов Саратовской области, в некоторой степени сарпиноткацкое производство нельзя назвать истинно народным, так как оно велось или мануфактурными методами, или найма работников и распределения сырья через раздаточные конторы, чем занимались те же купцы. Но, распространение изготовления сарпинки по Саратовской губернии было так велика, а спрос на ткань по всей округе таким большим, что выделку сарпинки можно поставить с такими истинно саратовскими народными промыслами , как саратовская гармошка , саратовский калач и саратовская глиняная игрушка .


Сарепта-на-Волге — бывшая немецкая колония, ныне входящая в состав Волгограда. В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июля 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Колонисты проявили большую предприимчивость в хозяйственных делах. В описании Саратовского края за 1782 г. о Сарепте говорится, что в ней находятся всякие мастерства, а особенно фабрики бумажных полушёлковых платков, кожевенный завод, пильная и крупитчатая мельницы и лавки со всякими товарами.


По данным за 1804 год в Сарепте уже имелось 25 ткацких и вязальных станков, а по ведомости за 1814 год значилось 5 общественных и 3 частных бумажных мануфактуры, включая и трикотажное производство с 58 станками и 66 наёмными рабочими. Они выпустили в 1814 г. 28 269 штук полушёлковых платков и 16 344 аршина сарпинки. Новую бумажную ткань — сарпинку, пользующуюся большим спросом, Сарепта стала выпускать с 1810 года. Сарепта также стала первой разводить отечественную горчицу. Сарепта была одним из самых прогрессивных и комфортных населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. В 1862 Сарепта имела 85 домов, чистые мощеные улицы, дощатые тротуары. Дома были только каменные.



Изготовление сарпинки начали налаживать во второй половине XVII века, когда хлопок для русских текстильных предприятий ввозился главным образом из-за рубежа. Сырье закупалось в Вест-Индии, Южной Америке и Персии, частично в Великобритании, которая была транзитным пунктом для амер. хлопка. Во второй половине XIX века у России появились собственные источники хлопка — районы Средней Азии.


Сарпинка отчасти напоминала ситец, но была более прочной. Легкая и приятная к телу ткань имеет многолетнюю историю, ее образцы есть в местном историческом музее. Эта ткань, обычно описываемая как одноцветная, всегда была орнаментированной цветными клетками или полосками различной ширины. Кроме хлопчатобумажной сарпинка была шелковистой, полушелковой и шелковой, чесучи и сарпиночного тика, преобладающей расцветки в клетку, полоску и разных цветов однотонной. Шелк, который шел на производство высших сортов сарпинки, колонисты вначале пытались производить у себя, затем начали выписывать из Италии. Краски для пряжи покупались в Германии, причем первоначально применялись только красная и синяя. Сода для красилен производилась на месте путем пережигания растений - т. н. сольца, из которого добывалась хорошая сода.



Из сарпинки шили платья, блузки, рубашки-косоворотки и даже мужские штаны. Иногда, по созвучию, сарпинку путают с серпянкой, больше похожей на марлю, к тому же льняную или пеньковую. Сарпинка для женской одежды, обычно летней, была распространена во всех сословиях, хотя и считалась более дешевой, чем ткани с набойкой. Но для шитья мужской одежды к ней прибегали лишь бедные люди. Женщин же привлекали геометрические узоры нежных оттенков — голубые, сиреневые, розовые, светло-зеленые, серые и другие, особенно модные в XIX веке. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, что ее название служило общим именем для большой группы хлопчатобумажных тканей, в том числе и ситца. Столетие назад ткань была очень востребована у населения из-за своей относительной дешевизны, но оставалась не менее качественной, чем фабричный ситец.


Первоначально в Сарепте осуществлялся полный цикл производства: прядение хлопка, окраска пряжи, изготовление основы и ткачество. Прядением занимались девушки, ткачеством и остальными операциями - мужчины. Спрос на сарпинку, постоянно возрастая удовлетворялся лишь на четверть и значительно обгонял производство, тем самым создавались предпосылки для расширения производства. Поэтому с 1790-х гг. Сарептская община отдавала изготовление пряжи в северные колонии, где была дешевая рабочая сила, свободная от земледельческого труда в зимнее время. Работа на дому быстро распространилась в колониях Севастьяновка, Сосновка, Норка, Сплавнуха и др.


Расцвет Сарепты как центра сарпиноткацкого производства продолжался до начала 19 века. Работая в качестве наемных рабочих на сарептских мануфактурах, колонисты из других мест знакомились с технологией С. п., а затем, по возвращении домой, создавали производство в своих колониях. Выученики Сарепты - "вольные ткачи", как их называет официальный документ 1808, начинали самостоятельное изготовление сарпинки в колониях нагорной стороны и в Саратове. В Немецкой слободе Саратова в 1812 два квартала из трех были заселены ремесленниками, занимавшимися производством сарпинки в своих домах. С течением времени из "вольных ткачей" стали выделяться зажиточные, превращавшиеся в мелких предпринимателей - владельцев сарпиноткацких мануфактур, в которых основой являлась уже наемная рабочая сила. Со временем ткать сарпинку стали многие, а колония Сарепта-на-Волге пришла в упадок.



По технике производства саратовские мануфактуры стояли выше сарептских. Особенно выделялась в этом отношении мануфактура братьев Шехтель, во главе которой стоял один из хозяев - технически образованный человек, инженер, окончивший Петербургский технологический институт. Владельцы предприятия выписали из-за границы опытных мастеров, доставали новые рисунки тканей, ввели производство сарпинки из тонких номеров пряжи.


В 1820 появилась фирма братьев Шмидт, открывшая раздаточную контору в Усть-Золихе. Позже эта фирма стала одним из крупных сарпиноткацких предприятий. К 1830-м гг. ткачество сарпинки широко распространилось в ряде колоний: Усть-Золихе, Голом Карамыше, Поповке, Сосновке и в др. Улучшенные приемы работы и технические усовершенствования, появившиеся на саратовских мануфактурах, перенимались в колониях и быстро там распространялись.
Концентрация сарпиноткацкого производства сравнительно быстро привела к тому, что главную роль в нем стали играть несколько фирм: Шмидтов, Борелей и Рейнеке. В 1870 число фабрикантов составило 80-85 чел. 60-68% всего сарпиноткацкого производства приходилось на 8 крупнейших фирм, среди них Бореля (выпускала продукцию на 150 тыс. руб. в год), Шмидта (100 тыс. руб.), Кума (60 тыс. руб.), Вебера (60 тыс. руб.), Бендера (50 тыс. руб.), Тефера (30 тыс. руб.), Шпета (15 тыс. руб.), Идта (12 тыс. руб.).



Ассортимент выделываемой в колонии сарпинки был очень разнообразен. Сарпинка разделялась на сорта по номеру пряжи, плотности ткани, ее ширине, по окраске и узору. Из толстой пряжи выделывалась дешевая ткань, главным образом "сарафан", она покупалась преимущественно крестьянством для изготовления сарафанов. Но наибольшее число сортов различали по окраске и узору. Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др. красок, удешевлявших ткань.


По узорам, например, у Бореля насчитывалось до 80 сортов. Наиболее красивыми были ткани с сочетанием цветов красного с белым, желтого с белым и др. Наименее же красивы синие и красно-желтые сорта. Кроме материй выделывались также сарпинковые платки. Они были различного размера и качества и ценились немного выше сарпинки. Высшие сорта платков изготовлялись с примесью шелка (бумажная основа и шелковый уток). Делались еще платки с шелковой каймой. Полушелковые платки ценились значительно дороже бумажных. о рус. крестьянками для шитья сарафанов. На цену сарпинки влияли плотность и ширина ткани.



Красный Текстильщик – посёлок сельского типа в Саратовском районе. Окружённый холмами посёлок находится в южной части района на берегу Волги в 23 километрах от областного центра. В начале XX столетия в селе насчитывалось 550 жителей, на берегу Волги работала небольшая пристань, с которой ежегодно отправлялось до 30 тысяч пудов грузов. В 1899–1901 годах близ Хмелёвки была построена текстильная фабрика "Саратовская Мануфактура" учреждённого тогда же одноимённого акционерного общества. На дорогом английском оборудовании производились такие ткани, как традиционная для региона сарпинка, оксфорт, кретон. Вокруг предприятия быстро разросся Фабричный посёлок.


Бумагопрядильная фабрика "Саратовская Мануфактура" ежегодно выпускала 62304 пудов пряжи, 12459 пудов ваты и 160 пудов снура. Работало на ней в то время 1030 человек, а одним из главных акционеров являлся крупный саратовский "Торговый дом Эммануил Борель". Функционировали земская школа, пристань и церковь, в штат причта которой входили священник и псаломщик. В 1917 году мануфактура ненадолго перешла к известному бальцерскому производителю сарпинки А. И. Бендеру, после чего была большевиками национализирована.



Ткацкая фабрика Бендера (село Голый Карамыш Камышинского уезда) была построена в 1907 году семейной фирмой немцев-колонистов "Андрей Бендер и сыновья". Был поселянином-собственником немецкого села Голый Карамыш (ныне г. Красноармейск, Саратовской области). Занимался крестьянским трудом, в результате чего стал зажиточным хозяином. С 1888 г. глава семьи Андрей Иванович (Хайнрих Бендер) скупал у селян сарпинку. Перепродажа сарпинки позволила ему открыть раздаточную контору, в которой трудились 3 ткацких мастера и 250 ткачей. Семья Бендеров, обладая средним доходом, поначалу не сильно выделялась среди других «фабрикантов». В 1907 г. в родном селе построил собственную ткацко-аппретурную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. В то время это было одно из крупнейших предприятий отрасли в Саратовской губернии. Через год в Саратове появляется торговый дом "Андрей Бендер и сыновья" (нынешнее здание администрации областного центра Доходный дом Кузнецова Бендера). Затем предприниматель строит фабрику.


Бендер постоянно стремился расширить производство, организуя в немецких селах небольшие артели и нанимая новых ткачей-надомников, купил хлопкоочистительный завод в Самарканде. Это позволило закупать более дешевый хлопок, чем у конкурентов, а на выходе получать более дешевый товар. Он основал целую сеть магазинов в крупнейших российских городах. Отделения торгового дома создавались в Москве, Тифлисе, Баку, Ташкенте. Он внедрил в производство технологию аппретирования — пропитки ткани специальным веществом, которое делало материал более жестким, несминаемым и безусадочным. В отделы дамского платья своих магазинов Бендер нанимал продавцами только невзрачных и плюгавых мужчин — чтобы мужья клиенток не ревновали. При этом обслуживание покупателей было на высшем уровне — хозяин строго следил за тем, чтобы покупательницы были довольны. Штат только одного из магазинов составлял более пятидесяти человек.



К 1911 году оборотный капитал торгового дома достигал 1,2 миллиона рублей в год. Прибыль его владельца составляла 20 процентов от этой суммы. Андрей Бендер выкупил ранее арендованное большое здание в Саратове, построенное купцом Иваном Кузнецовым. Эстеты только кривили нос, отмечая уродливость этого строения. Но купцу не было дела до эстетики, так как сдаваемая коммерческая недвижимость приносила хорошие барыши. Спустя два года Бендер начал реконструкцию фасада здания, пригласив для этого известных архитекторов и скульпторов. В результате к 1915 году дом был заново отделан — на фасаде появился лев с отрезом сарпинки в зубах. Здание сохранилось почти без изменений до наших дней.


В 1913 году Бендер издал «Альбом сарпинок» — каталог своей продукции с образцами тканей. На 59 листах представлены виды сарпинки - 450 образцов: чесуча сарпинская, сарпинка полушелковая, сарпинка "Рекорд", сарпинка шелковистая, сарпинский "Оксфорд" с указанием ширины и цены за аршин. В альбоме также имеется общая информация о саратовской сарпинке, указаны условия продажи для иногородних розничных покупателей с указанием требуемой меры для платьев, белья и кофточек, и полного ассортимента товаров, помещенных в альбоме. На обложке красовалась эмблема торгового дома — лев, стоящий на земном шаре и держащий в зубах сверток ткани. Андрей Иванович был весьма амбициозен. Как и герой романа, получивший его фамилию.



Рассказывают, что у Андрея Ивановича один из клиентов поинтересовался: «Откуда у вас такие деньги?» На это Бендер ответил: «Я торгую слоновой костью. У меня есть два сына — Саша и Андрюша. Саша ловит мух, а Андрюша делает из мухи слона. А я... а я торгую слоновой костью». В 1917 г. усадьба и фабрика Бендера были реквизированы новым советским правительством. Сам он какое-то время жил в своем родном селе Голый Карамыш. Рассказывают, что Бендер после все же бежал за границу, а жители Саратова шутили, что его лев превратился в кошку. В бывшем доме предпринимателя разместилось общежитие Рабфака, а затем уже вселился Горсовет. Сейчас там располагается саратовская мэрия.


В августе 1925 года корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф приехал в Саратов, чтобы осветить тираж IV крестьянского выигрышного займа, проводившегося на агитационном пароходе «Герцен». Тогда молодая советская власть, остро нуждавшаяся в деньгах, в «добровольно-принудительном порядке» занимала у крестьян деньги, а купонный доход разыгрывала как в лотерее. Во время путешествия по городам Поволжья внимание журналиста, заодно собиравшего материал для художественного произведения, привлекла старая вывеска «Торговый дом Андрея Бендера с сыновьями». Видимо, фамилия понравилась писателю, и он решил позаимствовать ее для героя своей книги. А имя Остап он взял из произведения Гоголя «Тарас Бульба» — так звали брата Андрея (точнее Андрия). Таким образом родился великий комбинатор блистательный герой «12 стульев» и «Золотого теленка».



Главным пунктом оптовой продажи сарпинки была Нижегородская ярмарка. В 1860-х гг. удельный вес сарпинки во всем обороте бумажных тканей возрастал из года в год. За 8 лет привоз сарпинки на ярмарку увеличился в 2 раза, в то время как привоз ситца возрос лишь на 6-8%. В 1870-гг. сфера распространения саратовской сарпинки охватила все Нижнее и Среднее Поволжье, и район к востоку от Волги по ее левым притокам. Крупным пунктом сбыта сарпинки на северо-востоке была Вятка, на востоке - Оренбург. Довольно большое количество сарпинки продавалось в Средней Азии, куда она завозилась из Астрахани и Оренбурга. На азиатские рынки шла преимущественно яркая, красная и желтая, сарпинка. На юго-западе главным пунктом сбыта была станица Урюпинская в Области Войска Донского, где ежегодно открывалось четыре ярмарки. На наиболее значительных из них - Покровской и Крещенской - сарпинка была в числе основных товаров. Некоторое количество сарпинковых товаров сбывалось на ярмарках Саратовской губернии.


Вследствие недостатка рабочих рук в немецких колониях фабриканты, покупая станки и обучая русских крестьян выделке ткани сарпинки, стали распространять промысел на русские села (особенно после неурожая 1898). В конце 19 века сарпиноткацкое производство получило развитие и в заволжских колониях. По сравнению со всеми др. промыслами в регионе сарпиноткацкое производство в начале 20 века занимало первое место. Кризис 1900-03, сильно ударивший по всей русской промышленности, не коснулся сарпиноткацкого производства. В Саратовской губернии выделка сарпинки не только не сократилась, но даже в 1902 и особенно в 1903 увеличилась. Предприниматели от изготовления сарпинки получали 30% прибыли. Средний заработок ткача в Саратовской губ. был гораздо выше, чем у ткачей др. регионов России (63% от заработка ткачей Саратовской губернии), работавших от раздаточной конторы. В 1910-11 изготовлением сарпинки было занято 12 626 чел. Накануне 1-й мировой войны число раздаточных контор возросло до 64. К 1918 выделыванием сарпинки занималось около 15 тыс. человек.



На месте немецких колоний была образована Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья. В 1930-х годах там случится голод. Одна из причин, помимо неурожая, — отказ государства погасить облигации, навязанные крестьянам. Те самые, о выпуске которых приехал писать в Саратовскую область Илья Ильф. А в 1941 году всех поволжских немцев, несмотря на их верность советскому строю, выселили в разные регионы огромной страны.


Бальцер, бывший Голый Карамыш, теперь город Красноармейск. Сарепта-на-Волге сейчас, входящая в состав Волгограда часть Красноармейского городского района. Историческая часть преобразована в музей-заповедник «Старая Сарепта» – уникальный архитектурный ансамбль, включающий в себя 26 зданий, 23 из которых памятники федерального значения XVIII–XIX веков. Это самый большой сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс, построенный колонистами-гернгутерами. Река Сарпа на данный момент — это ряд озер одно из них озеро Сарпа – солоноватое пересыхающее озеро в Светлоярском районе Волгоградской области. Входит в систему Сарпинских озёр, расположено в начале цепочки Сарпинских озёр у подножия Ергенинской возвышенности, озера, а также окружавшие их топкие места, представляют собой остатки некогда большой реки. Северная часть озера находится в пределах городской черты Волгограда (Красноармейский район). Существует так же Сарпинский остров, большой остров посредине Волги ниже Волгограда напротив бывшего устья реки Сарпы. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, сегодня спрос на неё не велик, поэтому она изредка встречается в магазинах «Ткани» и украшает поделки сувенирных лавок, осталась она и в истории земли Саратовской.





2.7K
0
0
Экологическое обращение к туристам

Фото читателей посетивших эти места

Если Вы бывали и отдыхали в этих местах поделитесь своими впечатлениями и фотографиями с другими читателями.

Удалить свои фото можно в своем аккаунте на вкладке - фотографии.



Загрузить свои фото

Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь

Отзовы читателей посетивших эти места

Поделитесь своими впечетлениями с другими читателями

Все оставленные отзывы можно посмотреть в Книге отзывов


Написать отзыв


Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь


:) .) :} :D ;) :( :l :|





Поехали отдыхать вместе

Если Вы собираетесь поехать отдыхать в этих местах за грибами или на рыбалку или просто позагорать, то приглашайте в свою компанию единомышленников, отдыхать вместе интересней.

Все оставленные объявления можно посмотреть в Книге поездок

Написать свое
Такого пользователя нет в базе, для написания сообщения необходимо Зарегистрируйтесь

Анастасия Волох - 01.07.2018

Фото пользователя

Небольшая компания друзей | Еду в известное место ищу комапанию | Нет машины кто возьмет | Друзья, 7 июля будет фестиваль ухи в Вольске) очень хочется туда попасть. Кто знает, организовывается ли туда из Энгельса или Саратова проезд на автобусах? Если кто-то был на этом празднике, буду рада услышать отзывы)

16.10.2018 - Павел Шеин
Здравствуйте, есть желающие составить компанию в эту субботу на машине по интересным местам? Пишите, пожалуйста, в личку)

16.10.2018 - Павел Шеин
Здравствуйте

02.07.2018 - Александр Князев
Привет Анастасия, мы к сожалению не сможем поехать, работа не позволяет. Вот ссылка на тур агентство организующее поездки https://www.gold-volga.ru/index.php/festival-ukhi-v-volske-ekskursiya-iz-saratova

Дарья Лебедева - 08.06.2018

Фото пользователя

Памятник природы парк "Щербаковский"

Небольшая компания друзей | Еду в известное место ищу комапанию | Нет машины кто возьмет | Очень понравилась эта локация. Хотелось бы туда поехать,пофотографировать,да машины нет.

02.08.2018 - Iren Silence
Александр, Дарья, а можнок Вам присоединиться? Или я уже поздно пишу и Вы давно съездили? )))
Ищу попутчиков на такие разные точки заброшенных храмов, а своего авто тоже пока что нет :( Очень хочется побывать на разных точках. Вот, к примеру, на таких, как здесь выложено.

10.06.2018 - Александр Князев
Мы с женой собираем туда съездить погулять. Если устроит наша компания модем договориться.

admin - 07.03.2018

Фото пользователя

Природный парк «Кумысная поляна»

Кумыска это самое пикниковое место города... Скоро на шашлыки.

Другие предложения:




____


Сарпинка и сарпиноткацкое производство
1 шт.

Сарпинка и сарпиноткацкое производство

2.7K

Страницы связанные с данной локацией или объектом


Сарпинка — лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Изготавливается из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец. Название ткани произошло от названия первого места производства— поселения Сарепта (на данный момент входит в состав Красноармейского городского района г. Волгограда самую южную его часть) на реке Сарпа в то время Саратовской губернии. Изготовлялась сначала главным образом поволжскими немцами-колонистами, так как навыки производства были привезены из Германии. Ткань продавалась через официальные агентства, открытые в Москве и С.-Петербурге, и через торговые конторы - комиссионерства, которые были заведены в ряде городов (Саратове, Самаре и др.). Часть товара продавалась на юг калмыкам. Сарепта стала одним из первых мест производства хлопчатобумажных тканей в России, где в то время была распространена выделка льняных тканей. Поэтому производство сарпинки не имело конкуренции, что обусловило высокие цены на нее, сопоставимые с ценами на шелковые ткани.

Выделка ткани сарпинки некоторое время было одним из основных народных промыслов Саратовской области, в некоторой степени сарпиноткацкое производство нельзя назвать истинно народным, так как оно велось или мануфактурными методами, или найма работников и распределения сырья через раздаточные конторы, чем занимались те же купцы. Но, распространение изготовления сарпинки по Саратовской губернии было так велика, а спрос на ткань по всей округе таким большим, что выделку сарпинки можно поставить с такими истинно саратовскими народными промыслами , как саратовская гармошка , саратовский калач и саратовская глиняная игрушка .


Сарепта-на-Волге — бывшая немецкая колония, ныне входящая в состав Волгограда. В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июля 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Колонисты проявили большую предприимчивость в хозяйственных делах. В описании Саратовского края за 1782 г. о Сарепте говорится, что в ней находятся всякие мастерства, а особенно фабрики бумажных полушёлковых платков, кожевенный завод, пильная и крупитчатая мельницы и лавки со всякими товарами.


По данным за 1804 год в Сарепте уже имелось 25 ткацких и вязальных станков, а по ведомости за 1814 год значилось 5 общественных и 3 частных бумажных мануфактуры, включая и трикотажное производство с 58 станками и 66 наёмными рабочими. Они выпустили в 1814 г. 28 269 штук полушёлковых платков и 16 344 аршина сарпинки. Новую бумажную ткань — сарпинку, пользующуюся большим спросом, Сарепта стала выпускать с 1810 года. Сарепта также стала первой разводить отечественную горчицу. Сарепта была одним из самых прогрессивных и комфортных населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. В 1862 Сарепта имела 85 домов, чистые мощеные улицы, дощатые тротуары. Дома были только каменные.



Изготовление сарпинки начали налаживать во второй половине XVII века, когда хлопок для русских текстильных предприятий ввозился главным образом из-за рубежа. Сырье закупалось в Вест-Индии, Южной Америке и Персии, частично в Великобритании, которая была транзитным пунктом для амер. хлопка. Во второй половине XIX века у России появились собственные источники хлопка — районы Средней Азии.


Сарпинка отчасти напоминала ситец, но была более прочной. Легкая и приятная к телу ткань имеет многолетнюю историю, ее образцы есть в местном историческом музее. Эта ткань, обычно описываемая как одноцветная, всегда была орнаментированной цветными клетками или полосками различной ширины. Кроме хлопчатобумажной сарпинка была шелковистой, полушелковой и шелковой, чесучи и сарпиночного тика, преобладающей расцветки в клетку, полоску и разных цветов однотонной. Шелк, который шел на производство высших сортов сарпинки, колонисты вначале пытались производить у себя, затем начали выписывать из Италии. Краски для пряжи покупались в Германии, причем первоначально применялись только красная и синяя. Сода для красилен производилась на месте путем пережигания растений - т. н. сольца, из которого добывалась хорошая сода.



Из сарпинки шили платья, блузки, рубашки-косоворотки и даже мужские штаны. Иногда, по созвучию, сарпинку путают с серпянкой, больше похожей на марлю, к тому же льняную или пеньковую. Сарпинка для женской одежды, обычно летней, была распространена во всех сословиях, хотя и считалась более дешевой, чем ткани с набойкой. Но для шитья мужской одежды к ней прибегали лишь бедные люди. Женщин же привлекали геометрические узоры нежных оттенков — голубые, сиреневые, розовые, светло-зеленые, серые и другие, особенно модные в XIX веке. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, что ее название служило общим именем для большой группы хлопчатобумажных тканей, в том числе и ситца. Столетие назад ткань была очень востребована у населения из-за своей относительной дешевизны, но оставалась не менее качественной, чем фабричный ситец.


Первоначально в Сарепте осуществлялся полный цикл производства: прядение хлопка, окраска пряжи, изготовление основы и ткачество. Прядением занимались девушки, ткачеством и остальными операциями - мужчины. Спрос на сарпинку, постоянно возрастая удовлетворялся лишь на четверть и значительно обгонял производство, тем самым создавались предпосылки для расширения производства. Поэтому с 1790-х гг. Сарептская община отдавала изготовление пряжи в северные колонии, где была дешевая рабочая сила, свободная от земледельческого труда в зимнее время. Работа на дому быстро распространилась в колониях Севастьяновка, Сосновка, Норка, Сплавнуха и др.


Расцвет Сарепты как центра сарпиноткацкого производства продолжался до начала 19 века. Работая в качестве наемных рабочих на сарептских мануфактурах, колонисты из других мест знакомились с технологией С. п., а затем, по возвращении домой, создавали производство в своих колониях. Выученики Сарепты - "вольные ткачи", как их называет официальный документ 1808, начинали самостоятельное изготовление сарпинки в колониях нагорной стороны и в Саратове. В Немецкой слободе Саратова в 1812 два квартала из трех были заселены ремесленниками, занимавшимися производством сарпинки в своих домах. С течением времени из "вольных ткачей" стали выделяться зажиточные, превращавшиеся в мелких предпринимателей - владельцев сарпиноткацких мануфактур, в которых основой являлась уже наемная рабочая сила. Со временем ткать сарпинку стали многие, а колония Сарепта-на-Волге пришла в упадок.



По технике производства саратовские мануфактуры стояли выше сарептских. Особенно выделялась в этом отношении мануфактура братьев Шехтель, во главе которой стоял один из хозяев - технически образованный человек, инженер, окончивший Петербургский технологический институт. Владельцы предприятия выписали из-за границы опытных мастеров, доставали новые рисунки тканей, ввели производство сарпинки из тонких номеров пряжи.


В 1820 появилась фирма братьев Шмидт, открывшая раздаточную контору в Усть-Золихе. Позже эта фирма стала одним из крупных сарпиноткацких предприятий. К 1830-м гг. ткачество сарпинки широко распространилось в ряде колоний: Усть-Золихе, Голом Карамыше, Поповке, Сосновке и в др. Улучшенные приемы работы и технические усовершенствования, появившиеся на саратовских мануфактурах, перенимались в колониях и быстро там распространялись.
Концентрация сарпиноткацкого производства сравнительно быстро привела к тому, что главную роль в нем стали играть несколько фирм: Шмидтов, Борелей и Рейнеке. В 1870 число фабрикантов составило 80-85 чел. 60-68% всего сарпиноткацкого производства приходилось на 8 крупнейших фирм, среди них Бореля (выпускала продукцию на 150 тыс. руб. в год), Шмидта (100 тыс. руб.), Кума (60 тыс. руб.), Вебера (60 тыс. руб.), Бендера (50 тыс. руб.), Тефера (30 тыс. руб.), Шпета (15 тыс. руб.), Идта (12 тыс. руб.).



Ассортимент выделываемой в колонии сарпинки был очень разнообразен. Сарпинка разделялась на сорта по номеру пряжи, плотности ткани, ее ширине, по окраске и узору. Из толстой пряжи выделывалась дешевая ткань, главным образом "сарафан", она покупалась преимущественно крестьянством для изготовления сарафанов. Но наибольшее число сортов различали по окраске и узору. Среди всех красок преобладали синяя и желтая как наиболее дешевые, высшие сорта были красными, лиловыми, зелеными, часто с примесью др. красок, удешевлявших ткань.


По узорам, например, у Бореля насчитывалось до 80 сортов. Наиболее красивыми были ткани с сочетанием цветов красного с белым, желтого с белым и др. Наименее же красивы синие и красно-желтые сорта. Кроме материй выделывались также сарпинковые платки. Они были различного размера и качества и ценились немного выше сарпинки. Высшие сорта платков изготовлялись с примесью шелка (бумажная основа и шелковый уток). Делались еще платки с шелковой каймой. Полушелковые платки ценились значительно дороже бумажных. о рус. крестьянками для шитья сарафанов. На цену сарпинки влияли плотность и ширина ткани.



Красный Текстильщик – посёлок сельского типа в Саратовском районе. Окружённый холмами посёлок находится в южной части района на берегу Волги в 23 километрах от областного центра. В начале XX столетия в селе насчитывалось 550 жителей, на берегу Волги работала небольшая пристань, с которой ежегодно отправлялось до 30 тысяч пудов грузов. В 1899–1901 годах близ Хмелёвки была построена текстильная фабрика "Саратовская Мануфактура" учреждённого тогда же одноимённого акционерного общества. На дорогом английском оборудовании производились такие ткани, как традиционная для региона сарпинка, оксфорт, кретон. Вокруг предприятия быстро разросся Фабричный посёлок.


Бумагопрядильная фабрика "Саратовская Мануфактура" ежегодно выпускала 62304 пудов пряжи, 12459 пудов ваты и 160 пудов снура. Работало на ней в то время 1030 человек, а одним из главных акционеров являлся крупный саратовский "Торговый дом Эммануил Борель". Функционировали земская школа, пристань и церковь, в штат причта которой входили священник и псаломщик. В 1917 году мануфактура ненадолго перешла к известному бальцерскому производителю сарпинки А. И. Бендеру, после чего была большевиками национализирована.



Ткацкая фабрика Бендера (село Голый Карамыш Камышинского уезда) была построена в 1907 году семейной фирмой немцев-колонистов "Андрей Бендер и сыновья". Был поселянином-собственником немецкого села Голый Карамыш (ныне г. Красноармейск, Саратовской области). Занимался крестьянским трудом, в результате чего стал зажиточным хозяином. С 1888 г. глава семьи Андрей Иванович (Хайнрих Бендер) скупал у селян сарпинку. Перепродажа сарпинки позволила ему открыть раздаточную контору, в которой трудились 3 ткацких мастера и 250 ткачей. Семья Бендеров, обладая средним доходом, поначалу не сильно выделялась среди других «фабрикантов». В 1907 г. в родном селе построил собственную ткацко-аппретурную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. В то время это было одно из крупнейших предприятий отрасли в Саратовской губернии. Через год в Саратове появляется торговый дом "Андрей Бендер и сыновья" (нынешнее здание администрации областного центра Доходный дом Кузнецова Бендера). Затем предприниматель строит фабрику.


Бендер постоянно стремился расширить производство, организуя в немецких селах небольшие артели и нанимая новых ткачей-надомников, купил хлопкоочистительный завод в Самарканде. Это позволило закупать более дешевый хлопок, чем у конкурентов, а на выходе получать более дешевый товар. Он основал целую сеть магазинов в крупнейших российских городах. Отделения торгового дома создавались в Москве, Тифлисе, Баку, Ташкенте. Он внедрил в производство технологию аппретирования — пропитки ткани специальным веществом, которое делало материал более жестким, несминаемым и безусадочным. В отделы дамского платья своих магазинов Бендер нанимал продавцами только невзрачных и плюгавых мужчин — чтобы мужья клиенток не ревновали. При этом обслуживание покупателей было на высшем уровне — хозяин строго следил за тем, чтобы покупательницы были довольны. Штат только одного из магазинов составлял более пятидесяти человек.



К 1911 году оборотный капитал торгового дома достигал 1,2 миллиона рублей в год. Прибыль его владельца составляла 20 процентов от этой суммы. Андрей Бендер выкупил ранее арендованное большое здание в Саратове, построенное купцом Иваном Кузнецовым. Эстеты только кривили нос, отмечая уродливость этого строения. Но купцу не было дела до эстетики, так как сдаваемая коммерческая недвижимость приносила хорошие барыши. Спустя два года Бендер начал реконструкцию фасада здания, пригласив для этого известных архитекторов и скульпторов. В результате к 1915 году дом был заново отделан — на фасаде появился лев с отрезом сарпинки в зубах. Здание сохранилось почти без изменений до наших дней.


В 1913 году Бендер издал «Альбом сарпинок» — каталог своей продукции с образцами тканей. На 59 листах представлены виды сарпинки - 450 образцов: чесуча сарпинская, сарпинка полушелковая, сарпинка "Рекорд", сарпинка шелковистая, сарпинский "Оксфорд" с указанием ширины и цены за аршин. В альбоме также имеется общая информация о саратовской сарпинке, указаны условия продажи для иногородних розничных покупателей с указанием требуемой меры для платьев, белья и кофточек, и полного ассортимента товаров, помещенных в альбоме. На обложке красовалась эмблема торгового дома — лев, стоящий на земном шаре и держащий в зубах сверток ткани. Андрей Иванович был весьма амбициозен. Как и герой романа, получивший его фамилию.



Рассказывают, что у Андрея Ивановича один из клиентов поинтересовался: «Откуда у вас такие деньги?» На это Бендер ответил: «Я торгую слоновой костью. У меня есть два сына — Саша и Андрюша. Саша ловит мух, а Андрюша делает из мухи слона. А я... а я торгую слоновой костью». В 1917 г. усадьба и фабрика Бендера были реквизированы новым советским правительством. Сам он какое-то время жил в своем родном селе Голый Карамыш. Рассказывают, что Бендер после все же бежал за границу, а жители Саратова шутили, что его лев превратился в кошку. В бывшем доме предпринимателя разместилось общежитие Рабфака, а затем уже вселился Горсовет. Сейчас там располагается саратовская мэрия.


В августе 1925 года корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф приехал в Саратов, чтобы осветить тираж IV крестьянского выигрышного займа, проводившегося на агитационном пароходе «Герцен». Тогда молодая советская власть, остро нуждавшаяся в деньгах, в «добровольно-принудительном порядке» занимала у крестьян деньги, а купонный доход разыгрывала как в лотерее. Во время путешествия по городам Поволжья внимание журналиста, заодно собиравшего материал для художественного произведения, привлекла старая вывеска «Торговый дом Андрея Бендера с сыновьями». Видимо, фамилия понравилась писателю, и он решил позаимствовать ее для героя своей книги. А имя Остап он взял из произведения Гоголя «Тарас Бульба» — так звали брата Андрея (точнее Андрия). Таким образом родился великий комбинатор блистательный герой «12 стульев» и «Золотого теленка».



Главным пунктом оптовой продажи сарпинки была Нижегородская ярмарка. В 1860-х гг. удельный вес сарпинки во всем обороте бумажных тканей возрастал из года в год. За 8 лет привоз сарпинки на ярмарку увеличился в 2 раза, в то время как привоз ситца возрос лишь на 6-8%. В 1870-гг. сфера распространения саратовской сарпинки охватила все Нижнее и Среднее Поволжье, и район к востоку от Волги по ее левым притокам. Крупным пунктом сбыта сарпинки на северо-востоке была Вятка, на востоке - Оренбург. Довольно большое количество сарпинки продавалось в Средней Азии, куда она завозилась из Астрахани и Оренбурга. На азиатские рынки шла преимущественно яркая, красная и желтая, сарпинка. На юго-западе главным пунктом сбыта была станица Урюпинская в Области Войска Донского, где ежегодно открывалось четыре ярмарки. На наиболее значительных из них - Покровской и Крещенской - сарпинка была в числе основных товаров. Некоторое количество сарпинковых товаров сбывалось на ярмарках Саратовской губернии.


Вследствие недостатка рабочих рук в немецких колониях фабриканты, покупая станки и обучая русских крестьян выделке ткани сарпинки, стали распространять промысел на русские села (особенно после неурожая 1898). В конце 19 века сарпиноткацкое производство получило развитие и в заволжских колониях. По сравнению со всеми др. промыслами в регионе сарпиноткацкое производство в начале 20 века занимало первое место. Кризис 1900-03, сильно ударивший по всей русской промышленности, не коснулся сарпиноткацкого производства. В Саратовской губернии выделка сарпинки не только не сократилась, но даже в 1902 и особенно в 1903 увеличилась. Предприниматели от изготовления сарпинки получали 30% прибыли. Средний заработок ткача в Саратовской губ. был гораздо выше, чем у ткачей др. регионов России (63% от заработка ткачей Саратовской губернии), работавших от раздаточной конторы. В 1910-11 изготовлением сарпинки было занято 12 626 чел. Накануне 1-й мировой войны число раздаточных контор возросло до 64. К 1918 выделыванием сарпинки занималось около 15 тыс. человек.



На месте немецких колоний была образована Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья. В 1930-х годах там случится голод. Одна из причин, помимо неурожая, — отказ государства погасить облигации, навязанные крестьянам. Те самые, о выпуске которых приехал писать в Саратовскую область Илья Ильф. А в 1941 году всех поволжских немцев, несмотря на их верность советскому строю, выселили в разные регионы огромной страны.


Бальцер, бывший Голый Карамыш, теперь город Красноармейск. Сарепта-на-Волге сейчас, входящая в состав Волгограда часть Красноармейского городского района. Историческая часть преобразована в музей-заповедник «Старая Сарепта» – уникальный архитектурный ансамбль, включающий в себя 26 зданий, 23 из которых памятники федерального значения XVIII–XIX веков. Это самый большой сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс, построенный колонистами-гернгутерами. Река Сарпа на данный момент — это ряд озер одно из них озеро Сарпа – солоноватое пересыхающее озеро в Светлоярском районе Волгоградской области. Входит в систему Сарпинских озёр, расположено в начале цепочки Сарпинских озёр у подножия Ергенинской возвышенности, озера, а также окружавшие их топкие места, представляют собой остатки некогда большой реки. Северная часть озера находится в пределах городской черты Волгограда (Красноармейский район). Существует так же Сарпинский остров, большой остров посредине Волги ниже Волгограда напротив бывшего устья реки Сарпы. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, сегодня спрос на неё не велик, поэтому она изредка встречается в магазинах «Ткани» и украшает поделки сувенирных лавок, осталась она и в истории земли Саратовской.





Тридцать самых популярных:

Пока нет отзывов
Нет фото читателей



Новое на сайте