Мемориал памяти экипажа стратегического бомбардировщика Ту-60, погибшего при выполнении служебного задания и не допустившего падения самолета на жилые микрорайоны города Энгельса и подземное газохранилище, находится на территории Храма во имя князя Александра Невского. Ошибочно пишут название бомбардировщика Ту-160, по более известной и современной машине, но и первое и второе не верно.
«Главным героем» этого «тяжёлого авиационного происшествия» стал стратегический бомбардировщик «3МС» («Три-Эм-Эс», или в «авиационном просторечии» – «Эмка») из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии (Дальней Авиации), базировавшийся на аэродроме Энгельс.
В том, обычном полёте 8 августа 1984 года «по маршруту» воздушный корабль совершил ночной взлёт в простых метеоусловиях и начал набирать высоту, одновременно разворачиваясь вправо. О том, что произошло дальше, сухо и кратко поведали строки официального отчёта: «В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара самолёт потерял поперечную устойчивость и возник крен 60 - 70º. Самолет потерял высоту и столкнулся с землёй».
Более подробно описал произошедшее один из ветеранов Дальней Авиации: члены экипажа «…на высоте 350 м услышали хлопки. Как выяснилось позже, струя горячего воздуха из разрушившегося соединения противообледенительной системы попала на бензиновый бачек запуска турбостартера С-300М двигателя РД-ЗМ-500А, что вызвало взрыв паров бензина. Этот бачок располагался в кессоне корневой части крыла левой плоскости, в непосредственной близости к его носовой части, где проходил трубопровод противооблединительной системы. В результате вырвало часть верхней обшивки и механизации левой плоскости крыла, из-за чего возник опасный крен.
Командир, доложив о происшествии руководителю полетов, развернул самолет на посадку, уводя его в сторону от населенного пункта. Но ситуация быстро переросла в катастрофическую, с последующим разрушением левой консоли крыла, приведшим к значительному уменьшению подъемной силы и к потере поперечной управляемости. Когда крен достиг 54 градусов, штурман-оператор и командир огневых установок, не дожидаясь приказа командира, катапультировались. Затем самолет задел крылом землю и взорвался, унеся жизни остальных членов экипажа».
«При расследовании было выяснено, - продолжает ветеран, - что причиной летного происшествия являлся конструктивный недостаток — необоснованное, далеко отнесенное место расположения запорного крана противообледенительной системы от места отбора горячего сжатого воздуха из-за компрессора двигателя. Виновник: предприятие — разработчик самолета ЗМ. В течение 3 – 4 месяцев доработка была выполнена на всем парке самолетов ЗМ. Но за 9 лет до этого случая ... 13 мая 1975 года причиной гибели экипажа и самолёта стал прорыв горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы с последующим воспламенением жгутов электрических проводов».
«Технические аспекты катастрофы – трагичнее, и обреченность экипажа была предопределена. – вторит ему другой ветеран-«дальник». – В наборе высоты у него не двигатель загорелся, а из-за конструктивной недоработки 40-литровый бак с пусковым бензином, который находился рядом с двигателем и трубопроводом системы наддува кабины экипажа. В том месте был злополучный фланец, который расстыковался, и горячий воздух из двигателя с температурой около 300 - 400 градусов на взлетном режиме работы двигателей пошел на бак. Результатом чего стал мощный взрыв с разрушением конструкции крыла и снятием большой площади обшивки крыла.
Большой поперечный момент в левую сторону, компенсировать который экипажу не удалось, только уменьшить и изменить траекторию снижения, что не позволило самолету упасть на населенный пункт Генеральское. Ну, и как часто бывает в такой ситуации, борьба экипажа за самолет в аварийной ситуации съела отведенное время на его спасение. Они прошли критическую высоту (особенно на самолетах того периода – с системой покидания вниз, а минимальная высота покидания – 350 метров, что погубило многие экипажи)…». «Большой крен возник из-за того, что они пытались развернуть машину и сесть на аэродром», - уточняет ветеран.
Из 7 находившихся на борту воздушного корабля советских военных лётчиков погибло пятеро… Спаслись, покинув самолёт, второй штурман (штурман-оператор) капитан А.И. Ефишин и прапорщик-КОУ. Его имя «осталось для истории неизвестным», так как он покинул воздушный корабль без приказа. Капитан же на самом деле выполнял приказание, что было окончательно подтверждено 18 января 1985 года. В этот день был издан указ Верховного Совета Союза ССР, согласно которому награждены были все участники того, последнего полёта «эмки», кроме «самовольщика» КОУ. Согласно этому указу, пять погибших были награждены посмертно орденами: командир корабля – Красного Знамени, остальные – Красной Звезды. Такой же «пятиконечный» орден получил и выживший капитан А.И.Ефишин.
Из 7 членов его экипажа в том роковом полёте известны имена шестерых:
Тухватулин Вил Рахманович (1936 г.р.) – полковник, заместитель начальника Отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии, в данном полёте исполнявший должность штатного командира воздушного корабля (который остался на земле)
Козионов Виктор Алексеевич (1950 г.р.) – майор
Ефишин Александр Иванович – капитан, 2-й штурман
Миронов Константин Константинович – капитан
Шаврин Николай Васильевич (1954 г.р.) – капитан
Воротников Александр Васильевич – прапорщик
… - прапорщик, командир огневых установок.
В с. Генеральское есть Мемориал памяти экипажа стратегического бомбардировщика Ту-60, погибшего при выполнении служебного задания и не допустившего падения самолета на жилые микрорайоны города Энгельса и подземное газохранилище находится он на территории православного храма во имя святого князя Александра Невского. Понятно, что речь шла именно об «эмке» подполковника Тухватуллина…
30 сентября 2017 года «в обновлённом Сквере Хлеборобов» с. Генеральское был так же открыт новый мемориал - «Героям неба». Согласно официальным сообщениям, таким образом было решено «увековечить память о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны и военных летчиках, погибших при исполнении служебного долга». Главным элементом мемориала стал самолёт-истребитель МиГ-21 – машина, которая, к сожалению, никогда и никакого отношения к Энгельсской авиабазе Дальней Авиации не имела…
«Еще одним подарком для всех гостей и местных жителей стал показательный пролет военных самолетов над селом Генеральское», - этими словами завершался репортаж об открытии мемориала «Героям неба». Судя по фотографиям и телерепортажу, это были стратегически бомбардировщики Ту-160, а не «эмки», ещё в «перестройку» списанные из Дальней Авиации… Как одна из машин этого типа, 8 августа 1984 года потерпевшая в приволжском небе катастрофу