Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова — историческое здание Саратова, прославилось благодаря барельефу автомобиля в верхней части дома.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова — историческое здание Саратова, прославилось благодаря барельефу автомобиля в верхней части дома.

26.01.2020 13:00
  • Саратовская область г. Саратов - ул. Московская, 116
  • Координаты: 51.536430, 46.024488 info
  • Другой формат: 51° 32′ 11.1″, 46° 1′ 28.2″

    Перевод градусов из десятичной дроби в часы, минуты, секунды

Здание построено в 1887 году и принадлежало до 1913 года владельцам зеркальной фабрики Н.И.Седову и П.П.Борисову-Морозову. «Оконное стекло: богемское, полубелое, цветное, матовое, мозаичное, рифленое, морозовое, прессованное. Зеркала и фантазии!» — гласила реклама мастерской. Но последние разорились и вынуждены были продать здание фабрики владельцам автомобильного дела С.И.Соколову и. З.И.Иванову, которые устроили здесь автомобильный гараж. В 1914 году один из владельцев гаража С.И.Соколов был призван в армию и хозяином всего дела стал Захарий Иванович Иванов, по имени которого и стал называться гараж - гараж Иванова.

Иванов произвел реконструкцию здания и скульптурное оформление его фасада. С тех пор он украшен фигурками ангелов и барельефом мчащегося автомобиля. Авторами скульптурной композиции были ученицы Боголюбовского художественного училища С.Резцова и Н.Хлестова. В 1925 году З. И. Иванов занялся сдачей автомобилей в прокат. И вскоре жители Саратова увидели старый автомобиль у невысокого полосатого столба, на котором висела надпись — «Биржа автомобилей». Это же видимо увидел и корреспондент известной тогда газеты «Гудок» Илья Ильф. Таким образом, Захарий Иванович Иванов стал прообразом шофера Адама Козлевича и оказался на страницах романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок».

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова. Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.

В 1915 году в здании гаража открылись автомобильные курсы по подготовке военных водителей. После революции в гараже работала автошкола, а бывший хозяин гаража З.И. Иванов был в ней сначала преподавателем, а потом заведующим. Но вскоре здание гаража перешло в распоряжение другого ведомства, которое устроило в нем магазин "Электротовары".

Теперь редко взгляд городского жителя, озабоченного бесконечными дневными делами, поднимался выше витрин магазина “Узоры”. А там, наверху, на серой трапеции стены, мчится из другой эпохи в клубах дыма и пыли, рожденный веселой мыслью скульптора-фантазера, автомобиль, управляемый лихим водителем. Над “бензиновым чудовищем” парит бог торговли и дорог — Меркурий, веселятся беззаботные путти на тумбах парапета...

Первый автомобиль появился на улице Саратова в начале августа 1900 года. Его привез из Парижа со Всемирной выставки граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде, предводитель Вольского уездного дворянства, а также гласный Саратовского губернского земства.

Во время пробного рейса, который совершал смотритель Александровского училища Курныгин возле дома, где была зеркальная фабрика и где в 1914 году разместится знаменитый Саратовский автомобильный гараж, произошла первая в городе автомобильная авария. Газеты точно зафиксировали ее день и час: 8 августа 1900 года в 2 часа дня. Как объяснил водитель, “остановка случилась не от порчи машины, а оттого, что слетел один из передаточных ремней”. С. Курныгин, между прочим, высказал предположение, что мостовые (в том их виде, конечно) будут тормозить ход автомобилей: они слишком раскачивают его.

В 1903 году в мастерских Александровского училища была сделана копия автомобиля графа Нессельроде. На ней совершались поездки на Кумысную поляну, в Поливановку, Разбойщину и на ученическую дачу около Трофимовского разъезда. Скорость по ровной и жесткой дороге достигала 40 верст в час.

Дорогой и экзотический вид транспорта быстро стал использоваться не только как “средство передвижения”, но и как средство наживы. Уже в 1907 году на улицах Саратова был замечен автомобиль, возящий пассажиров за известную плату. Это вызвало, кстати, решительный протест со стороны Бельгийского общества, прибравшего к рукам Саратовскую конно-железную дорогу и не желавшего нести убытки от новоявленного конкурента. А Саратовская уездная земская управа даже решила организовать автомобильное сообщение “Саратов—Базарный Карабулак”, сдав его частному лицу с гарантией минимального заработка.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова. Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.



Пионером автомобильной торговли в Саратове является, по-видимому, Роберт Карлович Эрт. Его сообщение об этом появилось в справочнике “Весь Саратов” еще в 1908 году. На боковой стене здания бывшего “Торгового дома” Р.К. Эрт” на бывшей Константиновской улице (Советская,10) до сих пор видны следы той торговой деятельности — нарисованные “фантастические” экипажи с огромными колесами”.

В Саратове участились несчастные случаи по вине автолюбителей, и губернатор предложил городскому голове внести на заседание городской думы вопрос об издании постановления, регулирующего движения по улицам города. Оно было принято 11 февраля 1911 года. Скорость на улицах города для трамваев устанавливалась 10 верст в час, для автомобилей — 12 верст. Но превышение скорости было не единственным нарушением правил движений. 20 апреля 1914 года за неимением номеров были арестованы машины Э. Бореля и братьев Соколовых. 2 июля полиция составила протокол “за езду на автомобиле без света и фар” на городского голову М.Ф. Волкова...

Автомобильный гараж С.И. Соколова и 3.И. Иванова был открыт в доме купца Егорова на углу улиц Московской и Вольской. Этот крепкий двухэтажный кирпичный дом с огромными, как триумфальная арка, воротами и сейчас стоит на своем месте (улица Московская, 97). Во дворе его можно увидеть длинную кирпичную постройку с небольшими аккуратными воротами — это и есть гараж первых саратовских такси. В 1914 году Соколов и Иванов переводят свой гараж в купленное ими здание бывшей зеркальной фабрики. Шла первая мировая война. В Саратове началась мобилизация, была объявлена автомобильная повинность, и в распоряжение военного ведомства взяты все автомобили и мотоциклы частных владельцев. Вслед за своим автомобилем был мобилизован на фронт и С.И. Соколов. А гараж с 1915 года стал официально называться по имени оставшегося владельца — 3.И. Иванова.

Братья Соколовы Петр и Степан (а по документам Стефан) были весьма популярны в городе Саратове. Братья являлись владельцами фабрики целебных трав. Их магическое снадобье, утверждали они, вылечивало всякие болезни. Кто бы чем ни заболел, должен послать братьям Соколовым по 2 рубля 50 копеек за пакет с трухой. Вреда не будет, а Соколовым польза...

Против братьев было возбуждено даже уголовное дело. Потерпев фиаско с целебными травами, Степан Соколов решил вложить капитал в автодело. Компаньоном С.И. Соколова по гаражу был 3.И. Иванов, который до этого работал в “Тарифном бюро” — конторе по проверке железнодорожных накладных. Происходил Иванов из крестьян Егорьевского уезда, из села Запутное.

Захарий Иванович обладал не только коммерческими способностями, он был отличным спортсменом. Не раз побеждал в гонках на мотоциклах и автомобилях, был чемпионом Поволжья в велосипедных гонках, командором секции мотористов (мотоциклистов).
Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.
После того как Соколов был мобилизован на войну, Иванов решил не только приспособить бывшее помещение фабрики под гараж и мастерские, но и сделать реконструкцию фасада, выходящего на Московскую улицу, превратив его в своеобразную рекламу своего автомобильного предприятия. Мы можем и сейчас оценить, насколько смело и остроумно эта идея была осуществлена. Треугольный верх стены, образованный односкатной кровлей, был обыгран как наклонная плоскость булыжной мостовой, по которой мчится с бешеной скоростью автомобиль. Центральная часть фасада, придавая зданию стройность, сделана чуть выступающей из плоскости стены и заканчивается полукруглым аттиком.

Над входом, может быть на месте бывшего балкона, устроен эркер, весь как бы собранный из наклонных плоскостей, — этим усиливающий динамизм композиции. Летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада азартный водитель, вцепившийся в руль, клубы дорожной пыли и выхлопных газов, острые лучи фар, пробивающие путь... Этот сюжет, возможно, был подсказан самим 3.И. Ивановым, большим любителем быстрой езды.

Более наглядной рекламы для разместившегося здесь предприятия встретить трудно. Следы гаража заметны и сейчас: подоконные части двух витринных окон магазина “Узоры” заделаны горизонтальной рейкой. Это были выезды для автомобилей Сложную бетонную композицию из барельефа, горельефа и круглой скульптуры, символизирующей триумф технического прогресса на заре нашего века, выполнили учащиеся Боголюбовского рисовального училища: Софья Резцова лепила амуров, а Надежда Хлестова — автомобиль. Кстати, Н. Хлестова стала впоследствии известным скульптором.

Архитектор — автор реконструкции фасада — неизвестен. Но можно предположить, что это был Семен Акимович Каллистратов, познакомившийся со способными ученицами Боголюбовского училища при оформлении фасадов консерватории, в котором они принимали участие. Скошенный снизу эркер гаража и эркер гостиницы “Астория” (ныне гостиница “Волга”), которую проектировал С.А. Каллистратов, могли быть выполнены рукой одного архитектора.

Первая мировая война. Местные автомобилисты очень горячо отозвались на призыв помочь при перевозке раненых с вокзала в лазареты. Свыше 30 человек изъявили желание предоставить автомобили для этих целей. С 21 сентября у Городского театра начался осмотр и прием реквизированных автомобилей и мотоциклов. Накануне войны 1 мая 1914 года в городе было зарегистрировано: извозчичьих экипажей — 3200, частных выездов — 1200, автомобилей — 45, мотоциклов — 15, велосипедов — 1204. На мобилизационный пункт прибыло около 50 автомобилей.

В 1915 году Саратовский военно-промышленный комитет обратился к владельцу гаража 3.И. Иванову с просьбой дать сведения для выяснения возможности привлечения частных шоферских школ к делу подготовки военных водителей. И в 1916 году в помещении гаража открылись автомобильные курсы, на которых было подготовлено около 200 шоферов.
Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.
Наступило время великих перемен. Когда произошла Февральская революция, в Саратов прилетела телеграмма из Парижа от владельца первого саратовского автомобиля графа А.Д. Нессельроде: “Наконец! Свободному русскому народу и старым друзьям-саратовцам шлю свои восторженные поздравления”.

После Великой Октябрьской социалистической революции гараж был реквизирован, он перешел в собственность саратовской автосекции Всероссийского автоцентра и стал называться “Автогараж-мастерская”. Захария Ивановича приняли в школу преподавателем. В 1919 году Саратов переживал исключительно трудное время. Фронт вплотную приблизился к городу. Объявили мобилизацию. От автосекции 33 человека подлежали призыву в Красную Армию. Но коллегия автосекции посчитала необходимым даже в этот критический момент оставить 3.И. Иванова на своей работе с резолюцией “незаменим”.

В 1920 году 3.И. Иванов был назначен уже заведующим автошколой, которую по праву можно считать предшественницей ДОСААФ в Саратове. На этом документальные сведения о 3.И. Иванове кончаются. По рассказам его родственников и старожилов, в годы нэпа 3.И. Иванов вновь создал частный автопрокат, а позже уехал в Москву, где продолжал работать механиком в гараже. В марте 1925 года газета “Саратовские известия” сообщила своим читателям, что “в бывшем гараже Иванова открывается розничный электротехнический магазин”.

Читавшие роман И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, конечно, помнят Адама Козлевича, лихого водителя “Антилопы-Гну”, и его знаменитое “Эх, прокачу!”. Среди саратовских старожилов и краеведов по сей день живет легенда о том, что прототипом этого литературного героя стал автомеханик, поляк по происхождению, служивший до революции в гараже 3.И. Иванова на Московской улице. После революции гараж был национализирован, молодые шоферы ушли на фронт. Пожилой автомеханик остался не у дел. Существовал он на случайные заработки, но главным образом мастерил и продавал с рук на толкучке бензиновые зажигалки.

В годы нэпа, когда временно были разрешены частное предпринимательство и частная торговля, старый автомеханик собрал из деталей и железок, сохранившихся в гараже и найденных на свалках, легковую машину и пустился в автопрокат. Только она у него больше стояла — то у городского сада “Липки”, где была стоянка извозчиков, то у дома-гаража, а хозяин ее дремал. И чтобы его не будили напрасно, написал на дверце: “До Волги — один рубль, до вокзала — два, до Первой дачной — три”. Так гласит легенда. Возможно, во время посещения Саратова Илья Ильф видел у сада “Липки”, на стоянке извозчиков, частное такси и дремавшего водителя? Чрезвычайно любознательный корреспондент “Гудка” подробно расспросил и о машине, и о ее водителе... Все сведения были занесены в записную книжку, которая, судя по всему, не сохранилась...

Давайте поверим авторам, утверждающим в предисловии к “Золотому теленку”: “Все рассказанное — не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее”. Прошли десятилетия, а там, наверху, на серой трапеции стены, все мчится, не зная усталости, совсем из другой эпохи, в клубах дыма и пыли, рожденный буйной фантазией скульптора, — автомобиль. Дом № 116 на Московской улице взят на государственный учет как памятник истории и культуры республиканского значения.

Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова. Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.
Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова. Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.
2
0
0
13.3K
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Бывшие промышленные и общественные здания На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта.
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Отдых и природа



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.