27 августа 2016 в Хвалынске Саратовской области открыли памятник знаменитому художнику Кузьме Петрову-Водкину. Торжественная церемония открытия памятника знаменитому художнику Кузьме Петрову-Водкину стало главным событием фестиваля «Хвалынские этюды Петрова-Водкина». Памятник установили у здания картинной галереи имени К.С. Петрова-Водкина. В торжественной церемонии участвовали губернатор Валерий Радаев, депутат Госдумы Николай Панков, ректор Московского института культуры Иван Лобанов, почетные гости фестиваля. Площадку у галереи украсила работа участников и гостей фестиваля, которые во время флешмоба рисовали знаменитую картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Автор скульптуры саратовец Андрей Щербаков. В его композиции знаменитый художник, уроженец Хвалынска стоит с велосипедом в центре Хвалынска лицом к картинной галерее, за плечом у мастера висит этюдник. Перед ним верстовой столб с надписью "Мюнхен 1843 версты". Такое расстояние 23-летний живописец преодолел на велосипеде, отправившись в начале прошлого века в заграничное путешествие и добравшись до Германии. Чтобы попасть в Европу, Кузьма Петров-Водкин подрядился совершить велопробег из Санкт-Петербурга в Париж. Второй частью музейного комплекса посвященного великому худонику, является Дом-музей К.С. Петрова-Водкина - полубревенчатый дом, уникальный архитектурный памятник, уютно расположился на пересечении улиц В.Ленина и М.Горького в Хвалынске. Дом принадлежал родителям и семье художника до 1943 года.
Почти 30 лет назад, в 1988 году, группа художников из Саратова, Петербурга, Москвы, Иванова, Ростова-на-Дону, Красноярска, Подольска и других городов приехала летом поработать в Хвалынск. С тех пор такие совместные творческие поездки - пленэры в этом волжском городке, который является родиной художника Кузьмы Петрова-Водкина, - стали постоянными. Творческие выезды художники устраивали за свой счет, снимали комнаты в местном общежитии, жили коммуной, днем работали, по вечерам устраивали обсуждения сделанного, читали друг другу лекции, делали выставки.
-В Хвалынске была реализована идея Ван Гога о творческом содружестве, о братстве художников, он об этом мечтал, когда поехал с Гогеном в Арль. По продолжительности времени и постоянству состава участников аналогов нашим пленэрам я не знаю, - говорит директор картинной галереи Хвалынска Валентина Бородина.
В этом году власти решили поддержать народную инициативу, в конце августа за счет государственных и спонсорских средств был организован фестиваль "Хвалынские этюды", в котором участвовало 70 художников из разных регионов страны. На хвалынские пленэры художники традиционно съезжаются из разных регионов страны. Теперь пленэры станут ежегодным традиционным фестивалем, сообщил губернатор Саратовской области Валерий Радаев, отметив, что инициатором проведения фестиваля стал первый заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин.
С Поповой горы, где работали художники, открываются красивейшие виды на сам город и волжские просторы. На склоне на широком лугу живописцы расставили мольберты и набрасывали этюды. Попова гора, одиноко стоящая на волжском берегу, как бы рассекает его на две части.
Художник из Вольска Сергей Алтухов рассказывает, что когда солнце садится за горой, здесь получается очень необычное освещение. Может, отсюда и этот особенный как бы приглушенный свет на картинах Петрова-Водкина? Помимо Поповой горы у художников в Хвалынске есть и другие облюбованные места, где они работают годами, передавая на полотнах очарование маленького волжского городка. Интересно, что хвалынские пленэры объединили вокруг себя не только художников, но и культурологов, фотографов, историков, писателей.